Новый способ борьбы с пробками обсудили в администрации города Сочи еще в январе. Там предложили рассмотреть идею о введении платы за проезд по Сочи для иногородних автомобилей. Центр города по примеру Москвы хотят сделать максимально удобным для пешеходов.
В период пандемии туристический поток в Сочи вырос, и пробок в минувшем сезоне было больше. В связи с этим градостроительный совет города предложил начислять автомобилистам из других регионов особый сбор. Альтернативным вариантом назвали возможность оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.
Авторы инициативы уже даже нашли оператора, который готов развернуть систему камер наружного наблюдения для фиксации въезда и передвижения гостей города на автомобилях. В сообщении градостроительного комитета говорится, что решение о запрете въезда в город иногороднего транспорта даже не обсуждается, потому что остановки машин на въезде в город для определения цели путешествия отрицательно скажутся на дорожной ситуации. А вот введение платы за пользование сочинскими дорогами посчитали действенной мерой.
Туристам на машине предлагают дать сутки для постановки автомобиля на перехватывающую парковку или по месту отдыха либо для совершения транзита в Абхазию или Сириус. После этого езда по городу будет облагаться таксой и приходить по почте.
«Это снизит нагрузку на улично-дорожную сеть, как было во время проведения Олимпийских игр» — указано в сообщении.
На автомобили, зарегистрированные в Сочи, инициативу предлагают не распространять.
Попытки ограничить въезд в какие-то населенные пункты либо районы предпринимаются давно, заявил президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, первый способ — это введение экологических ограничений, а второй — установление платного въезда.
«Вслед за Сочи свой финансовый суверенитет объявят другие населенные пункты и муниципалитеты. Например, вы проезжаете огромное количество деревень на пути в Ярославль по федеральной трассе. И по сочинскому примеру каждая из этих деревень по решению местных депутатов установит запрет на бесплатный проезд», — объяснил свою позицию Шапарин.
По его мнению, поддерживать такую инициативу нельзя, потому что она создает опасный прецедент. «Так мы дойдем до платы за въезд в Москву или за выезд. Пока с подачи москвичей такие идеи отпадают. Эта мера не может быть введена и поддержана, потому что у нас в настоящий момент в принципе не предусмотрен законодательно платный въезд в муниципалитеты. И если такое решение будет принято в Сочи, то его точно оспорят в Верховном суде. Потому что это совершенно явное нарушение конституционной свободы передвижения», — считает Шапарин.
На сегодняшний день введение платы за въезд в какой-то регион, город, улицу или муниципалитет запрещено законом. В этом уверен руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
«Это незаконно. И это крайне плохо отразится на самом Сочи, люди просто не будут туда ездить на машинах. Например, я туда ездить точно перестану. Потому что география города такова, что ездить по нему удобно только на машине, там везде горки, а такси в Сочи — это дорого. Согласно Венской конвенции, у нас всех есть одинаковое право передвигаться. Ну и для Сочи это негативный фактор. Пострадает бизнес. Если они избавятся от автотуристов, то потеряют часть туристического дохода», — считает Шкуматов.
Создать в Сочи отложенный спрос — то есть пересадить людей посредством перехватывающих парковок на общественный транспорт — будет тяжело. Об этом в беседе с Autonews.ru заявил руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.
«Если люди приехали в Сочи на машине, то они будут передвигаться по городу на своей машине. Либо плата за въезд в город должна быть заградительной. Также непонятно, как будут идентифицировать не местные машины, ведь сейчас по номерным знакам понять это сложно. Технически это, конечно, решаемая задача. Более того, если стоимость будет незначительной, то туристы могут ее не заметить», — объяснил Шумский.