Снегопад, слякоть и несвоевременная уборка осадков серьезно осложняют жизнь автомобилистов, в том числе и из-за проблем с видимостью дорожной разметки. Водители путаются на заснеженной дороге, пересекают сплошную линию, перестраиваются через автобусные полосы и иногда даже выезжают на «встречку». Если нарушение фиксирует дорожная камера, с большой долей вероятности водитель получит штраф. Юристы объяснили, как обжаловать такое «письмо счастья» и стоит ли вообще пытаться это делать.
Стопроцентный помощник в такой ситуации — видеорегистратор, материалы которого можно приобщить к делу в момент подачи жалобы. В отсутствии фрагмента видеозаписи с регистратора придется полагаться на письменные доводы и это снижает вероятность успеха. Но инспектор может проявить человеческий подход, считает собеседник Autonews.ru автомобильный юрист Михаил Никитин.
«У меня сейчас два таких штрафа в работе. Человека привлекли, когда он совершал перестроение со второго ряда через автобусную полосу для поворота направо. Он не заметил, где прерывистая линия разметки и перестроился через сплошную, которая отделяет полосу для ОТ. Мы подали жалобу в ГИБДД и ждем ответа», — рассказал Никитин.
В своих материалах юрист сослался на январский пресс-релиз МВД о том, что нарушения, выявленные с помощью камер в плохую погоду, не должны администрироваться. Кроме того, правозащитник сослался на рекомендации Минтранса от 2019 года по использования комплексов фото и видеофиксации в плохую погоду, согласно которым инспекторы должны отбраковывать такие фотоматериалы, а не выносить постановления по ним.
Однако сложно сказать, как эти рекомендации соблюдаются на практике. По словам юриста, у инспектора просто замыливается глаз, потому что через его руки проходит несметное количество постановлений.
«Объективно у инспектора не всегда есть возможность вглядеться и отсмотреть все подробно — на отсмотр одного фотоматериала уходит восемь секунд. За это время не всегда удается понять, есть ли разметка, насколько хорошо ее видно. Плюс ее может быть видно с камеры, но не видно водителям на дороге», — объясняет Никитин.
Как объяснила Autonews.ru главный юрисконсульт компании «Правокард» Анна Куклева, водитель может быть привлечен к административной ответственности только за те нарушения ПДД, в отношении которых установлена его вина. Если на дороге не видно дорожной разметки, например, если такая разметка стерта, занесена снегом или грязью, то водитель не может предвидеть их значение и знать о том, как регулируется данный участок дороги, а значит, нарушение требований таких знаков происходит не по вине водителя.
«Отсутствие виновности исключает возможность привлечения водителя к административной ответственности. При этом следует отметить, что в случаях если разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. Отсутствие разметки на дороге при наличии имеющихся дорожных знаков не может являться основанием для освобождения от административной ответственности», — пояснила Куклева.
Юрист также объяснила, что выезд на встречную полосу из-за заснеженной разметки не является основанием для оправданием или смягчения вины. Как следует из позиции судов, при отсутствии разметки и знаков водитель обязан визуально поделить дорогу на две равные части и двигаться по правой половине. Кроме того, если не видно разметки и это стало причиной аварии, автомобилист вправе привлечь к ответу дорожные службы.
«Это возможно, но необходимо доказать, что правонарушение или ДТП произошло в результате ненадлежащих действий службы, ответственной за содержание автомобильной дороги, а водитель соблюдал ПДД. То есть истец должен доказать факт причинения вреда, вину ответчика в ненадлежащем содержании участка дороги, причинно-следственную связь между ненадлежащим содержанием дороги и наступившими последствиями, а также отсутствие со стороны истца нарушений Правил дорожного движения», — рассказала главный юрисконсульт компании «Правокард».
Если вам пришел такой штраф, то первое, что надо сделать — отправить жалобу на постановление в административном порядке вышестоящему должностному лицу в ГИБДД. А потом уже в случае неудачи направить заявление в суд. «Как показывает практика, начальники в ГИБДД часто идут навстречу водителям. Если жалоба написана верно и инспектор видит, что автомобилисты разбираются в вопросе, то скорее всего штраф отменят», — поясняет юрист Михаил Никитин.
Если водитель из-за погоды не понимает, сколько полос на дороге, согласно правилам, он должен визуально делить проезжую часть на две половины и, с учетом безопасной дистанции и бокового интервала, передвигаться ближе к правому краю проезжей части.
Представитель юридической фирмы Анна Куклева также добавила, что водитель, управляя автомобилем, в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, прежде всего должен руководствовать п. 10.1 ПДД и выбрать скорость движения, которая обеспечит ему возможность постоянного контроля за движением машины, дорожными знаками и безопасностью.
Autonews.ru теперь можно читать и в Telegram.