Вопрос необходимости снижения скорости движения в городской черте до 50 км/час поднял департамент транспорта Москвы. Заявление о том, что «снижение скорости в городах — мировой тренд», ведомство опубликовано в Telegram-канале.
«Давно доказанный факт — на 120 км/ч сжигается на 20% больше топлива, чем на скорости в 100 км/ч, а значит больше и число выбросов в атмосферу. Но дело не только в экологии: на сложных дорожных участках низкая скорость повышает уровень безопасности и помогает снизить количество ДТП. Сейчас практически во всех европейских странах максимальная скорость в черте города — 50 км/ч, а на дорогах местного значения — порядка 80-90 км/ч», — рассказали в дептрансе.
Таким образом чиновники снова обратились к теме замедления трафика — о необходимости успокоить движение в столице уже не раз говорил глава Дептранса Максим Ликсутов, который до сих пор настаивает и на отмене допустимого превышения скорости +20 км/ч.
«60% смертей на дорогах происходит из-за существенного превышения скорости. Позиция здесь наша, может быть, непопулярная для автомобилистов, но это — снижение неадминистрируемого порога скорости именно в городах с 20 км/ч до 10 км/ч», — заявлял Ликсутов.
В одном из интервью Autonews.ru глава столичного дептранса отмечал, что современные дорожные камеры работают очень точно и позволяют фиксировать скорость с минимальной погрешностью, поэтому столь высокий нештрафуемый порог пора отменять.
Идею успокоения скорости движения в городе поддержал руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. Однако не при помощи установки новых ограничительных знаков и оформления штрафов за превышения, а за счет замедления трафика за счет организации движения.
«Я за снижение скоростного порога. В городе можно ориентироваться на скорость 50 км/ч, но заставлять автомобилистов не превышать этот порог нужно не при помощи дорожных камер и штрафов, а за счет сужения полос, строительства островков безопасности, создавать повороты с радиусами, рассчитанными как раз на эту скорость. То есть использовать инфраструктуру, а не штрафы, — сказал Шумский Autonews.ru. — Если в городе на некоторых улицах созданы условия, где можно гонять, почему бы не сделать наоборот? Например, есть улица Павла Андреева, там быстро просто физически не проехать. Или на Большой Никитской, Пятницкой — там невозможно разогнаться до 100 км/час».
При этом Шумский подчеркнул, что речь идет только об оживленных городских улицах. А вот на всех скоростных городских магистралях новые ограничения скорости не нужны, даже наоборот — у многих из них, есть потенциал к повышению скоростного порога.
«Под улицами мы понимаем все адреса в непосредственной близости к жилой застройке, а вот на дорогах, магистралях кое-где скорость можно даже увеличить, как это было сделано на Северо-Восточной хорде. Штрафов стало меньше, а порядка — больше», — добавил Шумский.
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что снижение скорости в городе до 50 км/ч обернется для автомобилистов новыми штрафами.
«Сейчас на узких маленьких улицах никаких дорожных камер нет, хотя по логике там ходят пешеходы, бегают дети, и эти комплексы должны следить за соблюдением ПДД, но водители там и сейчас не ездят быстро, — рассуждает Шкуматов. — Камеры стоят на вылетных магистралях, на ТТК — там, где скоростной режим занижен, водителям хочется ехать быстрее, в итоге они получают огромное количество штрафов. А когда в городе допустимую скорость снизят еще ниже, то штрафов станет еще больше: сделают по умолчанию скорость в городе 50 км/ч и установят камеры. Ведь речь тут идет о снижении допустимой скорости именно во всех населенных пунктах по всей России».
Шкуматов обратил внимание на то, что некоторое время назад региональные власти совместно с ГИБДД планировали провести полную ревизию дорог, с тем, чтобы убрать неактуальные ограничительные знаки, но этого так и не произошло.
«Многие федеральные трассы в России проходят по деревням, населенным пунктам, от которых осталось одно название. Там никто не живет, а ограничение стоит. Если в таких местах сделать ограничение 50 км/ч, то можно только догадываться, сколько штрафов в них будут собирать водители — это будут настоящие ловушки», — считает активист.
В свою очередь юрист Сергей Смирнов обратил внимание на то, что региональные власти уже сейчас имеют законное право снижать допустимый лимит скорости, не дожидаясь решений на федеральном уровне. Эксперт согласен, что на потенциально опасных и аварийных участках снижение скорости с 60 км/ч до 50 км/ч может улучшить ситуацию, но на фоне действующих «нештрафуемых» +20 км/ч этот эффект полностью нивелируется.
«Cнижение скорости даже на 10 км/ч снижает риски и последствия травм для пешеходов, — отметил Смирнов в беседе с Autonews.ru. — Но я не вижу в этом никакого смысла, пока у нас есть ненаказуемые +19 км/ч. Можно снизить скорость до 50 км/ч, но все поедут 69 км/ч. Было бы для начала логичным проанализировать очаги аварийности в регионах, в Москве, и на проблемных местах вводить локальные ограничения. Но самое главное — убрать ненаказуемый порог +20 км/час».
Эксперт уверен: сейчас дорожные знаки не работают, как положено. «На знаке указано 60 — все едут 79 км/ч, — возмутился Смирнов. — Именно в этом направлении нужно работать властям. Но пока в МВД отмену +20 км/ч притормозили. Потому что есть риск социального обострения — водители и так озлоблены из-за повышенных штрафов, дорожных камер, плохо организованным движением, которое приводит к необоснованным штрафам. Поэтому если сейчас убрать нештрафуемый порог, то количество штрафов резко увеличится. Это понимают в МВД и пока спустили эту тему на тормозах. Получается, что пока дорожники идут проверенными путями — устанавливают дорожные знаки с более строгими ограничениями с учетом +20 км/ч».
Окончательную позицию по поводу ненаказуемого порога скорости +20 км/ч и размеру штрафов за минимальное превышение в МВД России озвучили в ноябре 2020 года. Тогда глава ведомства Владимир Колокольцев заявил, что МВД «категорические противники такого нововведения, как снижение нештрафуемого порога скорости с 20 до 10 км/ч». По его словам, в новой редакции КоАП позиция ведомства учтена, а величина штрафа не изменится.
«Практика показывает, что обустройство магистралей — основа обеспечения безопасности дорожного движения. Если на дороге есть разделительные барьеры, если дорога освещена, если покрытие ровное, то это в гораздо большей степени сказывается на безопасности, чем манипулирование этими 10 км/ч. Поэтому могу успокоить, даже величина штрафа не меняется», — пообещал Колокольцев.