Кажется, пора принять, что в Россию уже никогда не вернутся хот-хэтчи, универсалы и минивэны, что не видать нам возрождения гольф-класса и что популярные в Европе симпатяги-малолитражки никогда не смогут конкурировать с бюджетными седанами. Условные «Солярисы» и «Креты» — тот фундамент, на котором стоит и будет стоять автомобильная жизнь страны, но кто сказал, что даже в этих рамках нельзя ничего изменить?
В конце концов, мы в мире не одни такие. Азия, Латинская Америка, Африка, Индия — тоже регионы, где доступность является едва ли не главным качеством машины. И там тоже живут люди, которые хотят получать что-то стильное и интересное даже за небольшие деньги. Проще говоря, в этой подборке — аналоги наших «бюджетников» со всей планеты, которые вполне могли бы разнообразить российскую автомобильную фауну. Представьте, что получилось бы, попади они все на дороги.
Вот, например, абсолютный бразильский суперхит, потихоньку укрепляющий позиции и на других рынках — Мексики, Аргентины и, с недавних пор, Китая. Когда мы говорим «абсолютный суперхит», подразумеваем показатель в 250 000 экземпляров ежегодно в одной только Бразилии: это больше, чем у «Гранты» и «Весты» вместе взятых. Да и базовая цена около 800 тысяч в пересчете с реалов на рубли выглядит заманчиво.
Седан размером чуть больше Hyundai Solaris оснащается трехцилиндровыми моторами на 1,0 и 1,2 литра, а построен он на «бюджетной» платформе GEM, ведущей свою родословную еще от Chevrolet Cruze первого поколения. Кстати, на узбекском заводе UzAuto прямо сейчас осваивают другую модель, сделанную на этой же «тележке» — компактный кроссовер Chevrolet Tracker, который, вроде как, может добраться и до России. Так что технических препятствий для производства «Оникса» в наших широтах не так и много.
Кстати, о самом «Трекере». Первое поколение, построенное на базе Opel Mokka, даже собирались импортировать в Россию, а затем глянул кризис, и представительство Chevrolet свернуло вообще все поставки масс-маркета в нашу страну. Но если и возвращаться, то именно так: со стильным дуэтом седана и кроссовера, тем более что технику можно во многом унифицировать.
А вот пришествие старшего брата по имени Trailblazer видится менее вероятным. Выглядит он еще интереснее, по размерам чуть превосходит Nissan Qashqai и Skoda Karoq, а в основе лежит новая модульная платформа VSS, сделанная на манер тойотовской TNGA. То есть философия — общая, но разновидностей будет масса, от субкомпактных малолитражек до больших кроссоверов и даже заднеприводных моделей вроде следующего Camaro. В перспективе на различные вариации VSS должны перейти 75% автомобилей GM, так что заложить технологическую основу для их производства сейчас было бы правильным решением. Но, говоря откровенным, даже приход связки Onix/Tracker пока кажется полуфантастическим.
А вот новейший кроссовер Renault Kiger, представленный в Индии всего пару недель назад, точно пришелся бы у нас ко двору. Построен он на упрощенной разновидности платформы CMF с приставкой A+, но пересадить его на «тележку» от Arkana/Duster/Kaptur должно быть не слишком сложно, равно как и адаптировать привычные российские двигатели.
Привод тут подразумевается только передний, а скромные габариты — 3991 мм в длину — делают Kiger ближайшим аналогом Renault Sandero Stepway и Lada Xray Cross. То есть на младшего брата всепролазного «Дастера» этот автомобиль не тянет, но за счет мускулистого кроссоверного дизайна он может оказаться намного интереснее для покупателя, чем приподнятые хэтчбеки в пластиковом обвесе.
Еще проще было бы наладить российские продажи Nissan Kicks — модели уже немолодой, но по-прежнему симпатичной. В этом случае всю работу за нас уже сделали индусы: еще в 2019 году они перевели европейский «Кикс» на бюджетную платформу B0 и получили доступный, выносливый и при этом совсем не кондовый автомобиль по цене менее миллиона рупий (в рублях примерно столько же).
Взять бы все эти наработки, добавить обновленный дизайн от версии e-Power для Таиланда — и пойти соперничать хоть с начальными «корейцами», хоть с «китайцами». По крайней мере, такой вариант выглядит намного интереснее попыток продавать старый Renault Duster под заслуженным именем Terrano. Но в российском офисе Nissan с такой позицией, похоже, не очень согласны: в ближайших планах присутствуют новые Pathfinder и Qashqai, а вот активность в бюджетном сегменте сведена на нет.
Молчат японцы и насчет возвращения «Сентры»: прошлое поколение у нас откровенно провалилось, но актуальная-то машина выглядит просто сногсшибательно. Она вполне могла бы вломиться в истончившийся гольф-класс, и если не победить несокрушимую «Октавию», то по крайней мере оттеснить всех остальных — вроде Kia Cerato и Hyundai Elantra.
Дизайн почти такой же дерзкий, как у Kia K5, интерьер разом напоминает Stinger и прошлый Mercedes-Benz A-класса, под капотом — проверенные «атмосферники» на 1,6 и 2,0 литра. Да и цены хороши: прямо сейчас в США базовая Sentra стоит 19 тысяч долларов, то есть менее полутора миллионов рублей — в то время как Volkswagen Golf начинается от 23 тысяч.
А как насчет вот такого стильного «Фиата»? Седан Cronos вместе с родственным хэтчбеком Argo неплохо чувствует себя в Латинской Америке, но мог бы попытать счастья и в России — в качестве конкурента Polo и Rapid, например.
Итальянцы время от времени пытаются выйти на наш рынок с бюджетными моделями: сначала был относительно успешный Palio, потом оглушительно провалилась Linea. Здесь же — драйверское шасси от настоящего европейского Punto, надежные атмосферные моторы и стремительный дизайн.
Honda покидает российский рынок в конце этого года, отчаявшись найти заметный спрос на кроссоверы CR-V и Pilot. Но что если бы к нам начали поставлять кроссовер BR-V, дебютировавший еще в 2016 году? Он выпускается сразу в шести странах Юго-Восточной Азии: Индонезии, Таиланде, Малайзии, Индии, Пакистане и на Филиппинах.