Страховые компании часто отказывают или занижают суммы выплат по страховке после ДТП, больше всего от этого страдают водители, у которых есть только полис ОСАГО. Согласно статистике института финансового уполномоченного, согласно которой подавляющее большинство обращений за прошлый год пришлось как раз на ОСАГО — 155 440 или 83% от общего числа.
Должность финансового уполномоченного или омбудсмена была создана государством для помощи гражданам в денежных спорах, в том числе для содействия автомобилистам в решении споров по ОСАГО и каско до суда. Autonews.ru пообщался со всеми участниками рынка и попытался выяснить, почему страховые копании отказываются платить, связано ли это с ростом цен на запчасти, и как водители могут разрешить спор по выплатам ОСАГО в свою пользу.
Финансовый омбудсмен — промежуточное звено между судом и первичными жалобами в страховую компанию. Если последняя отказывается платить по ОСАГО или сумма выплаты недостаточная, автовладелец вправе обратиться к финансовому уполномоченному с минимальным набором данных, потому что госрегулятор после обращения запрашивает у страховой компании всю информацию самостоятельно.
«Финансовый уполномоченный имеет возможность бесплатно для потребителя организовать проведение независимой экспертизы. Наиболее тяжелыми случаями являются обращения, касающиеся возмещения вреда жизни или здоровью. В одном из случаев выплата составила 950 тысяч рублей», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе финомбудсмена.
В ведомстве пояснили, что в случае вреда здоровью совершенно неважно, кто оказался виноват в аварии. Согласно действующему законодательству при причинении вреда жизни или здоровью пассажиров, или пешеходов в случае ДТП ответственность для владельца автомобиля наступает независимо от его вины. А страховые компании часто отказывают в выплатах пострадавшим из-за того, что вина водителя не доказана.
Несмотря на возможность обратиться к омбудсмену за помощью, ведомство предлагает гражданам сначала написать жалобу в страховую компанию. Потому что последней совсем невыгодно доводить дело до омбудсмена.
«За каждое решение финансового уполномоченного, которым удовлетворены требования потребителя, страховая организация должна уплатить взнос. Для страховщика это экономически невыгодно», — объяснили в пресс-службе.
По закону Служба финансового уполномоченного каждый год обязана публиковать отчет о деятельности. Согласно данным из последнего отчета на первом месте по обращения граждан к финомбудсмену оказалась компания «Росгосстрах». Жалоб на этого страховщика было больше всего. На втором месте компания «СОГАЗ», а третью строчку занимает «АльфаСтрахование». Далее по списку идут еще два крупных участника страхового рынка: «РЕСО-Гарантия» и «Ингосстрах».
Страховщики не всегда корректно рассчитывают стоимость возмещения, но и ожидания автовладельцев порой выходят за всякие разумные рамки. Когда речь идет о такой оценочной вещи, как стоимость ремонта автомобиля, всегда есть недовольные, потому что цена запчастей в разных магазинах может сильно отличаться. Об этом Autonews.ru рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
«Автовладелец может хотеть, чтобы за ремонт старого автомобиля платили столько же, сколько за ремонт нового, или проводили этот ремонт исключительно у официального дилера. ВСС и РСА ведут активную работу с жалобами автовладельцев. Жалобы являются ключевым источником информации, определяющим методы и виды контрольной деятельности в отношении страховых компаний», — сообщили в РСА.
Чем больше жалоб на страховую компанию поступает, тем меньше ей выделяется количество бланков полисов ОСАГО. В РСА уверяют, что разбираются с каждой жалобой и, если она оказывается обоснованной, для страховой компании это имеет очень серьезные последствия.
«В целом какой-то системно некачественной работы страховщиков на рынке сейчас нет. Средняя выплата по ОСАГО составляет сейчас около 70 тысяч рублей. А если вспомнить, что половина автопарка в России старше 10 лет, то понятно, что среднестатистическому автовладельцу лимита выплат по ОСАГО хватает. Пересчет существующих лимитов пока не планируется», — добавили в РСА.
Оценка стоимости ремонта страховой компанией во многом зависит и от цен на запасные части. В среднем за период с октября по февраль цены на запчасти выросли на 11%. Большая часть запчастей производится за рубежом, поэтому цены на них напрямую зависят от курса доллара и евро, объяснила сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» и председатель сообщества независимых автосервисов России Барно Турсунова.
«Механизмов сдерживания роста их стоимости помимо регулирования курса валют по отношению к рублю практически нет. В авторемонте сумма заказа чаще всего рассчитывается из стоимости работы и запчасти. Сегодня выбирая между предложениями от разных производителей, клиенты из-за кризиса чаще отдают предпочтение более бюджетным аналогам», — уточнила Турсунова.
Стоит предположить, что и страховые компания рассчитывают стоимость ремонта, исходя из использования в нем более дешевых материалов. Заменить дорогие оригинальные запчасти деталями с низкой стоимостью невозможно разве что при ремонте автомобиля, который находится на гарантии автопроизводителя.
«Если машина находится на гарантии, то лучше всего приобретать исключительно оригинальные запчасти. Также есть марки автомобилей, на которые очень сложно найти альтернативные комплектующие, к примеру, Mercedes. В других случаях можно использовать аналоги, ведь многие из них производятся на тех же заводах, что и оригинальные запчасти», — сообщила председатель сообщества независимых автосервисов России.