Оказавшиеся в глухих снежных заторах автомобилисты выбирались из пробок по встречным полосам МКАД в минувшую субботу. На видеозаписях, которые сняли корреспонденты Autonews.ru и очевидцы на дорогах, видно, что из-за заблокированного Киевского шоссе, таксисты и водители обычных автомобилей возвращались на МКАД во встречном направлению — спускались с дорог, предназначенных для съездов с магистрали на городские улицы. Некоторые после таких маневров продолжали движение навстречу потоку, а часть водителей пыталась сразу развернуться, чтобы поехать в правильную сторону.
Такая же ситуация сложилась и на юге Москвы — водители двигались по встречной полосе по съездам, предназначенных для выезда на Профсоюзную улицу со МКАДа: гражданские автомобили и таксисты точно так же проезжали навстречу потоку и через некоторое время разворачивались. При этом общая скорость движения была достаточно низкой, из-за чего столкновений, по крайней мере на снятых кадрах, не происходило. Тем не менее автомобилисты не скрывали своего возмущения, посоветовав таким водителям «сидеть дома» и «хоть на пару выходных дней забыть про неотложные дела».
Работавшие в режиме повышенной готовности коммунальные службы, сотрудники Госавтоинспекции и Центра организации дорожного движения помогали растаскивать застревающие в снегу фуры и автомобили, чтобы освободить перекрытые из-за них автомобили. Однако снимавшие все на видео очевидцы инспекторов ГИБДД, которые могли бы остановить водителей и составить протокол за движение по встречным полосам, не встретили.
Оперативный дежурный ГИБДД в субботу, 13 февраля, на звонки не отвечал, а на запрос Autonews.ru о том, допустимо ли движение по встречным полосам МКАДа в условиях экстремальной непогоды, не ответили ни в ГУ МВД России по Москве, ни в ЦОДД столицы, где имеют возможность наблюдать за каждым участком МКАД благодаря дорожным камерам.
При этом, согласно ч.4. ст. 12.15 КоАП, выезд на предназначенную для встречного движения полосу в случае личного оформления протокола инспектором ГИБДД наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Если же такое нарушение попадет в поле зрения дорожной камеры, то последует «автоматический» штраф в размере 5 тыс. рублей.
Уточнить, какое количество дорожных камер фиксируют проезды по встречным полосам МКАД и, соответственно, насколько высок риск для водителей получить штрафы за такое нарушение ПДД, выяснить у ЦОДД также не удалось. Однако представители профессионального сообщества производителей дорожных комплексов и программного обеспечения к ним сомневаются, что в настоящее время функционал работающих на МКАД камер позволяет фиксировать езду по встречной полосе. Это связано со спецификой нарушения — оно слишком редкое для такой магистрали, где потоки едут плотно и разделены отбойниками.
Как объяснил представитель компании «Технологии распознавания», которая специализируется на производстве таких комплексов, Сергей Кусов, при желании дорожную камеру можно настроить и на несколько видов нарушений, но обрабатывать и хранить дополнительные данные будет уже гораздо дороже с технической точки зрения. Для этого, например, нужно закупать больше серверов. Поэтому и фиксируют камеры пока только самые популярные нарушения — например, превышение скорости или перестроения в неправильных местах.
«Нарушение для МКАД нехарактерное и даже с точки зрения здравого смысла доплачивать за неиспользуемую функцию незачем, — рассуждает Кусов в беседе с корреспондентом Autonews.ru. — Но иногда есть смысл ставить такие камеры на съездах — ведь сейчас проезжающие нужный поворот водители сразу включают «аварийки» и сдают назад, что может привести к ДТП. Поэтому теоретически можно предположить, что едущие по встречным полосам на съездах водители все-таки получат свои постановления».
В свою очередь юрист Михаил Никитин в беседе с Autonews.ru предположил, что у выезжавших на встречную полосу и попавших в поле зрения камер или инспекторов ГИБДД автомобилистов практически нет никаких шансов оспорить постановления. Поблажки возможны только если в ГИБДД было выпущено внутреннее распоряжение не наказывать автомобилистов за вынужденные нарушения ПДД во время снегопада и сильнейших заторов.
«Возможно, чтобы не создавать социальную напряженность среди водителей, которые вынуждены были выехать в такой сильный снегопад на дороги, в ГИБДД решили не наказывать их за нарушения ПДД, которые не привели к последствиям, — рассуждает Никитин. — Но афишировать этого и говорить об этом открыто никто не будет, чтобы не создавать прецеденты в дальнейшем. Кроме того, многим водителям это не понравилось — им приходилось оттормаживаться, создавались аварийные ситуации».
По словам эксперта, сточки зрения закона, сложные погодные условия, которые мы наблюдали в Москве, никак не оправдывают грубое нарушение ПДД, к которым относится еда по встречной полосе. Он уверен: назвать крайней необходимостью это никак нельзя.