branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Штрафы за езду по встречке на МКАД: как накажут водителей

Водители в Москве выбирались из заторов по встречным полосам МКАД: на это им пришлось пойти в минувшие выходные из-за глухих пробок и заблокированных дорог. Разбираемся, что за это грозит и придут ли штрафы от ГИБДД
Фото: Дмитрий Голубович / ТАСС
Фото: Дмитрий Голубович / ТАСС

Оказавшиеся в глухих снежных заторах автомобилисты выбирались из пробок по встречным полосам МКАД в минувшую субботу. На видеозаписях, которые сняли корреспонденты Autonews.ru и очевидцы на дорогах, видно, что из-за заблокированного Киевского шоссе, таксисты и водители обычных автомобилей возвращались на МКАД во встречном направлению — спускались с дорог, предназначенных для съездов с магистрали на городские улицы. Некоторые после таких маневров продолжали движение навстречу потоку, а часть водителей пыталась сразу развернуться, чтобы поехать в правильную сторону.

Такая же ситуация сложилась и на юге Москвы — водители двигались по встречной полосе по съездам, предназначенных для выезда на Профсоюзную улицу со МКАДа: гражданские автомобили и таксисты точно так же проезжали навстречу потоку и через некоторое время разворачивались. При этом общая скорость движения была достаточно низкой, из-за чего столкновений, по крайней мере на снятых кадрах, не происходило. Тем не менее автомобилисты не скрывали своего возмущения, посоветовав таким водителям «сидеть дома» и «хоть на пару выходных дней забыть про неотложные дела».

Что грозит за выезд на встречную полосу

Работавшие в режиме повышенной готовности коммунальные службы, сотрудники Госавтоинспекции и Центра организации дорожного движения помогали растаскивать застревающие в снегу фуры и автомобили, чтобы освободить перекрытые из-за них автомобили. Однако снимавшие все на видео очевидцы инспекторов ГИБДД, которые могли бы остановить водителей и составить протокол за движение по встречным полосам, не встретили.

Оперативный дежурный ГИБДД в субботу, 13 февраля, на звонки не отвечал, а на запрос Autonews.ru о том, допустимо ли движение по встречным полосам МКАДа в условиях экстремальной непогоды, не ответили ни в ГУ МВД России по Москве, ни в ЦОДД столицы, где имеют возможность наблюдать за каждым участком МКАД благодаря дорожным камерам.

При этом, согласно ч.4. ст. 12.15 КоАП, выезд на предназначенную для встречного движения полосу в случае личного оформления протокола инспектором ГИБДД наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Если же такое нарушение попадет в поле зрения дорожной камеры, то последует «автоматический» штраф в размере 5 тыс. рублей.

Видят ли камеры движение по встречке на МКАД

Уточнить, какое количество дорожных камер фиксируют проезды по встречным полосам МКАД и, соответственно, насколько высок риск для водителей получить штрафы за такое нарушение ПДД, выяснить у ЦОДД также не удалось. Однако представители профессионального сообщества производителей дорожных комплексов и программного обеспечения к ним сомневаются, что в настоящее время функционал работающих на МКАД камер позволяет фиксировать езду по встречной полосе. Это связано со спецификой нарушения — оно слишком редкое для такой магистрали, где потоки едут плотно и разделены отбойниками.

Фото: Юлия Иванко / Mos.ru Закон и ПДД 11 ноября 2021 11 советов, как ездить в гололед. Важная памятка для водителей
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС Статьи 13 февраля 2021 МКАД поехал по встречке. Как водители переживают снежный коллапс

Как объяснил представитель компании «Технологии распознавания», которая специализируется на производстве таких комплексов, Сергей Кусов, при желании дорожную камеру можно настроить и на несколько видов нарушений, но обрабатывать и хранить дополнительные данные будет уже гораздо дороже с технической точки зрения. Для этого, например, нужно закупать больше серверов. Поэтому и фиксируют камеры пока только самые популярные нарушения — например, превышение скорости или перестроения в неправильных местах.

«Нарушение для МКАД нехарактерное и даже с точки зрения здравого смысла доплачивать за неиспользуемую функцию незачем, — рассуждает Кусов в беседе с корреспондентом Autonews.ru. — Но иногда есть смысл ставить такие камеры на съездах — ведь сейчас проезжающие нужный поворот водители сразу включают «аварийки» и сдают назад, что может привести к ДТП. Поэтому теоретически можно предположить, что едущие по встречным полосам на съездах водители все-таки получат свои постановления».

В свою очередь юрист Михаил Никитин в беседе с Autonews.ru предположил, что у выезжавших на встречную полосу и попавших в поле зрения камер или инспекторов ГИБДД автомобилистов практически нет никаких шансов оспорить постановления. Поблажки возможны только если в ГИБДД было выпущено внутреннее распоряжение не наказывать автомобилистов за вынужденные нарушения ПДД во время снегопада и сильнейших заторов.

Фото: Dmitry Golubovich / Global Look Press
Фото: Dmitry Golubovich / Global Look Press

«Возможно, чтобы не создавать социальную напряженность среди водителей, которые вынуждены были выехать в такой сильный снегопад на дороги, в ГИБДД решили не наказывать их за нарушения ПДД, которые не привели к последствиям, — рассуждает Никитин. — Но афишировать этого и говорить об этом открыто никто не будет, чтобы не создавать прецеденты в дальнейшем. Кроме того, многим водителям это не понравилось — им приходилось оттормаживаться, создавались аварийные ситуации».

По словам эксперта, сточки зрения закона, сложные погодные условия, которые мы наблюдали в Москве, никак не оправдывают грубое нарушение ПДД, к которым относится еда по встречной полосе. Он уверен: назвать крайней необходимостью это никак нельзя.