Переход на новую систему прохождения техосмотра откладывать не будут — изменения заработают с 1 марта. Об этом Autonews.ru заявили в пресс-службах Министерства транспорта, МВД России и Российского союза автостраховщиков. Слухи о переносе и изменении планов по запуску реформы появились в начале 2021 года, когда участники рынка вновь заговорили о нехватке пунктов ТО и слишком низких ценах на услугу — в среднем от 800 рублей до 2000 рублей в зависимости от региона. Однако организаторы реформы все подозрения опровергли.
«С 1 марта 2021 года вступает в силу приказ Минтранса России от 31.03.2020 № 97», — заверили в Минтрансе.
Приказ как раз и содержит требования к фотосъемке автомобилей во время прохождения техосмотра, а также к хранению этих данных в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Также в приказе прописаны и требования к точности определения координат места нахождения транспортного средства и пункта техосмотра. Вместе с документом в силу вступит и полный пакет сопутствующих приказов, которые регламентируют изменения и предусматривают ответственность за нарушение правил, отметили в Минтрансе.
Таким образом, с 1 марта 2021 года карты техосмотра будут оформлять исключительно в электронном виде,
а заезд и выезд автомобиля с сервиса будут фотографировать. Результаты и данные диагностической карты будет храниться базе ЕАИС ТО, которая принадлежит МВД. Подписывать документы будут ответственные эксперты личной электронной подписью.
Главные опасения владельцев автосервисов — нехватка самих пунктов техосмотра, которые, по их словам, уже давно превратились в «бумажные», оформляющие нужный документ в нарушение законодательства удаленно. Так, по данным «Автостата», в 2020 году в России было зарегистрировано 52,9 млн единиц автомобильной техники. Из них — 44,5 млн — легковые автомобили. Все они должны регулярно проходить техосмотр. При этом, по данным РСА, сейчас в России около 5 тыс. пунктов, где можно это сделать. Согласно ответам на проведенный РСА опрос, лишь половина из них готова к изменениям — остальные запрос страховщиков проигнорировали.
Такие же опасения, по словам источников Autonews.ru в отрасли, высказывают и в ГИБДД — это ведомство следит за прохождением техосмотра автобусами. Срок действия одного бланка у такого транспорта всего полгода — а если диагностическую карту на автобус получить не получится, инспекторам придется снимать такие машины с маршрутов. Это грозит серьезными перебоями в работе общественного транспорта и недовольством пассажиров.
Решать вопрос обеспечения достаточного количества пунктов техосмотра в регионе должны местные власти — на это указали в Минтрансе и в РСА. Однако сами участники рынка говорят, что заставить заниматься этим бизнесом новых участников вряд ли получится. Так, генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко прогнозирует, что уже летом перед пунктами техосмотров выстроятся очереди. При этом владельцам сервисов выгоднее проводить обычный ремонт автомобилей, чем тратить время на недорогую услугу.
«Текущее количество пунктов техосмотра нынешний автопарк просто не переварит. Например, в Хабаровске только три таких места, где можно пройти техосмотр. Получается, что людям придется ездить за 200-300 км. А новые точки открывать при нынешних ценах нет», — говорит Пархоменко.
По его оценкам, в Подмосковье цена прохождения техосмотра — около 800 рублей, а услуга по взвешиванию автомобилей — около 15-16 тыс. рублей. На техосмотр автомобиля должно уходить не менее 30 минут, на автобусы — 1,5-2 часа.
«Мне выгоднее взвесить один автомобиль, чем целый день потратить на поток работ по техосмотру, уверен, что такая же мысли у остальных, — признается участник рынка. — Конечно, мы будем оказывать эту услугу, но в основном будем работать «для своих» и в первую очередь заниматься ремонтом».
По словам эксперта, пока повышенного спроса на услугу он не наблюдет. По его оценкам, проблемы начнутся в середине лета 2021 года, когда срок полученных ранее диагностических карт прекратится.
«Сейчас не удивлюсь, если многие закупятся «серыми» картами техосмотра, хоть такие в ГИБДД и обещали аннулировать, поэтому в начале марта не думаю, что будут проблемы, а вот чуть позже наступит коллапс», — прогнозирует Пархоменко.
В свою очередь, в РСА также обратили внимание на то, что новые требования к проведению техосмотра требуют от операторов дополнительного финансирования для коррекции производственно-технической базы, приобретения оборудования для фотофиксации и набора необходимого количества экспертов, у которых с 1 марта пункт технического осмотра должен быть основным местом работы.
«Естественно, это все требует дополнительных расходов и ставит вопрос о повышении стоимости техосмотра, которая с 2012 года в большинстве регионов не пересматривалась», — заявили Autonews.ru в РСА.
Ни о каких изменениях в предложенную ранее схему речи не идет. Хотя и были некоторые попытки внести в процесс небольшие корректировки — например, вопросы возникли к допустимой погрешности определения места техосмотра. Сейчас она составляет 15 метров, но некоторые участники рынка назвали ее недостаточной, ведь в условиях плотной городской застройки и всевозможных помех есть риск, что диагностическую карту аннулируют из-за технической ошибки, а сервис оштрафуют. С этим согласны и в РСА.
«Необходимо изменить требования к погрешности определения координат геолокации при фотосъемке с нынешних 15 метров до большего расстояния. Чисто физически на пункте ТО от места фотографирования автомобиля на въезде до места проведения ТО расстояние может быть больше», — сказали Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков.
Пока в Минтрансе осторожно отвечают, что этот вопрос «прорабатывается с федеральными органами исполнительной власти и экспертами» и напоминают, что «фотографировать машину можно любым устройством, с помощью которого получаются фотографии, соответствующие требованиям» — в том числе, обеспечивать привязку к местности по сигналу GPS. То есть, это могут быть не только фотоаппараты.
Также под вопросом и предложение о возможности для страховщиков оформлять первое время полисы ОСАГО без прохождения техосмотра. Как уточнили в РСА, пока идут консультации по этому вопросу с заинтересованными ведомствами. То есть пока надежды получить полис без бланка о техосмотре, как это было во время пандемии, нет.
Через год после запуска реформы, с 1 марта 2022 года, заработает и автоматическая фиксация автомобилистов, которые ездят без действующей диагностической карты, напомнили в МВД России в ответ на запрос Autonews.ru. Раз в сутки при проезде под камерами автовладелец будет получать штраф в 2 тыс. рублей. Кроме того, если выяснится, что диагностическая карта оформлена на транспортное средство, которое не прошло ТО, то такую карту в ГИБДД признают недействительной.
«Если транспортное средство не предоставлялось на пункт техосмотра и не проверялось на нем, или же при проведении технического осмотра было выявлено несоответствие состояния автомобиля обязательным требованиям безопасности, такая диагностическая карта может быть аннулирована», — предупредили в Госавтоинспекции.
Autonews.ru теперь можно читать и в Telegram.