Бессменный руководитель компании Suzuki, Осаму Судзуки, грядущим летом покинет пост председателя совета директоров — 30 января ему исполнился 91 год. Это старейший топ-менеджер в истории автомобильной промышленности, но помимо Судзуки-сана мир знает и других людей, которые продолжали управлять своими компаниями даже в очень преклонном возрасте.
Знаменитый итальянский промышленник родился в 1866 году, а в 1899-м основал одну из старейших автомобильных марок планеты — Fiat. В 1920-х компания стала одной из самых крупных среди всей итальянской промышленности, Аньелли был избран сенатором, приобрел футбольный клуб «Ювентус», но продолжал бессменно руководить «Фиатом». Он сумел сохранить компанию и во время Второй мировой войны, несмотря на несогласие с режимом Муссолини, а по ее окончании успел передать дела своему ближайшему соратнику Витторио Валетте. Вскоре после этого, 16 декабря 1945-го, Джованни Аньелли скончался в возрасте 79 лет.
Это имя не слишком известно широкой общественности, но многие наверняка помнят фантастический гиперкар Isdera Commendatore 112i — аэродинамичный дизайн, мотор V12 от «Мерседеса» и невероятные для 1993 года 340 км/ч. Так вот, компания Isdera жива до сих пор: гонконгские владельцы, китайские заказы на разработку электромобилей — и бессменный Эберхард Шульц на посту руководителя. Первый автомобиль он построил более полувека назад, в 1969 году, а в минувшем сентябре справил 80-летний юбилей.
Одному из главных дизайнеров в истории, автору DeLorean, Volkswagen Golf, Alfa Romeo 159 и десятков других автомобилей, сегодня 82 года. Он покинул собственную компанию Italdesign еще в 2015-м — но вовсе не для того, чтобы отправиться на пенсию! Вместе с сыном Фабрицио он основал новую студию GFG Style и вовсю продолжает творить. Пока мир не погрузился в пандемию, редкий европейский салон оставался без нового концепта от династии Джуджаро, а сам Джорджетто проводил целые дни на стенде, общаясь с текущими и потенциальными партнерами.
Возможно, без этого человека автомобильный мир оказался бы совсем другим. Успешно поставив Америку на четыре колеса при помощи Model T, Генри Форд отдал президентское кресло своему сыну Эдселу. Впрочем, на тот момент Форду-старшему было всего 56 лет, и на пенсию он не собирался: в делах компании участвовал активно и даже мог отменить решения президента! Увы, затем Эдсел скончался от рака, и в 1943 году Генри пришлось вернуться на руководящую должность. Но к тому моменту сказывались уже и возраст, и горе от потери любимого сына. Промышленник начинал понемногу терять рассудок, в 1945 году передал бизнес внуку, Генри II, а в 1947-м покинул этот мир в возрасте 83 лет.
Великий инженер и бизнесмен, чье имя ассоциируется с самим понятием автомобиля, основал свою первую фабрику в возрасте 27 лет — на дворе был 1871 год. В 1885-м он строит знаменитый трехколесный самодвижущийся экипаж, годом спустя получает на него патент, а к началу XX века компания Бенца становится одним из главных автомобильных производителей в мире. Создание объединенной структуры Daimler-Benz инженер встречает в 78-летнем возрасте, к моменту появления первого автомобиля марки Mercedes-Benz ему 81 — но Карл продолжает входить в правление компании до самой смерти весной 1929-го, полгода не дожив до 85-летнего юбилея.
Британский менеджер славится безжалостной деловой хваткой и стальным рукопожатием — даже несмотря на то, что ему уже 90. Экклстоун превратил Формулу-1 из гоночного чемпионата в многомиллиардный транснациональный бизнес, входящий в топ-10 самых популярных видов спорта на планете. В 2016 году Формула-1 сменила владельцев, Берни отошел от непосредственного руководства, а вскоре со скандалом покинул даже формальный пост почетного президента — на тот момент ему было 87 лет. Чем он занят сейчас? По-прежнему приезжает на отдельные этапы, раздает хлесткие интервью, но по большей части отдыхает в поместье с супругой и новорожденным сыном Эйсом, которому еще нет и года.
Создатель знаменитой «Кобры» и «Элеонор» из фильма «Угнать за 60 секунд», творец триумфальных побед Ford в «24 часах Ле-Мана», автор множества по-настоящему безумных тюнинговых проектов — регалии мистера Шелби можно перечислять бесконечно. А если вы смотрели фильм «Ford против Ferrari», то знаете, что еще в шестидесятых, когда Кэрролл был еще и гонщиком, у него были серьезные проблемы с сердцем. В 1990 году «мотор» американцу заменили, шесть лет спустя пересадили еще и почку, и несмотря на все это Шелби дожил до 89 лет. В 2012 году его не стало, но компания до сих пор существует и готовит крутейшие заряженные масл-кары.
Великий Коммендаторе. Человек, который почти одновременно сумел довести до белого каления Генри Форда II и Феруччо Ламборгини. Истинный фанат скорости, строивший дорожные автомобили только для того, чтобы финансировать гоночную программу — но добившийся культового статуса и там, и там. Бескомпромиссный диктатор, при этом по-отечески относившийся к своим гонщикам и конструкторам. Про Энцо Феррари можно говорить бесконечно: пожалуй, это один из самых преданных своему делу людей не только в автопроме, но и в мировой истории вообще. Он руководил собственной компанией до самых последних дней, покинув мир в возрасте 90 лет, а последней моделью, выпущенной при жизни Il Grande Vecchio, стала F40 — возможно, самая легендарная среди всех Ferrari.