Водителям машин с любыми доработками придется оформлять на них специальное разрешение. Это следует из новых правил внесения изменений в конструкцию автомобилей и других транспортных средств, которые вступили в силу с 1 февраля. И если раньше оформить изменения можно было даже дистанционно, то теперь порядок выдачи документов на тюнинг и любые другие изменения в конструкции перенесли в профессиональные лаборатории. Autonews.ru выяснил у экспертов, как теперь оформлять доработки, где искать лабораторию и что делать с ретрокарами.
Важно понимать, что российским водителям не запретили тюнинговать свои автомобили. Однако с 1 февраля вступили в силу новые правила регистрации всех изменений. Теперь незаконными будут считаться изменения без одобрения специальной лаборатории. Участники отрасли утверждают, что были готовы к этим изменениям уже давно.
Регистрировать и испытывать необходимо все, что входит в список компонентов автомобиля: элементы подвески, нештатную оптику, доработки выхлопных систем, непредусмотренные производителем бамперы и спойлеры, багажники на крыше, «кенгурятники», фаркопы, подсветку номерных знаков, газобаллонное оборудование и многое другое. Получать разрешение лаборатории нужно будет даже для колесных дисков, если они не соответствуют типоразмерам, заявленным автопроизводителем именно для этой модели.
«Раньше все документы по переоборудованию покупались в интернете. А сейчас все документы будут попадать в единый реестр, который ведут лаборатории. И по сути продажа документов прекратилась, и это хорошо. Людям теперь нужно обращаться в реальные лаборатории, но у нас в стране их на сегодня 29 штук. Этого очень мало, и это главная проблема с переоборудованием на сегодняшний день», — прокомментировал февральские изменения президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
По словам эксперта, аккредитацией новых лабораторий занимается Росаккредитация, и процесс введения в эксплуатацию новой лаборатории на сегодня очень трудоемкий, долгий и дорогой, так как в списке оборудования, которое должно быть в лаборатории, есть станки за десятки миллионов рублей.
На самом деле не при чем. Новый ГОСТ 33670, который вступает в силу с 1 июля 2021 года, касается не мелких тюнингованных доработок и чипованных моторов, которые уже сейчас допустимы, но на законных условиях, а единичных транспортных средств и экспертиз именно по их одобрению. То есть речь идет не о серийных машинах с небольшим тюнингом и багажником на крыше, а о качественной переработке автомобиля, после которой он считается единичным экземпляром. Вот для таких машин необходимо будет пройти специальные испытания на безопасность все в тех же лабораториях.
«ГОСТ, который вступает в силу с 1 июля и который мы сейчас активно помогаем доработать, относится исключительно к единичным транспортным средствам. Единственное, что в него добавили — приложение техрегламента о переоборудовании на ГБО (газобаллонное оборудование — прим. ред.). Все, что касается мелкого тюнинга — нужно смотреть одобрение типа транспортного средства конкретной модели», — объяснил президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Существует ряд ситуаций, когда в одобрении типа транспортного средства уже приведено допоборудования, которое можно устанавливать на автомобиль. Например, такая документация есть для модели Volkswagen Amarok. Кроме того, АвтоВАЗ официально одобряет установку фаркопов на свои классические модели. В продаже есть фаркопы, прошедшие оценку соответствия автопроизводителя. Но вот некоторые корейские и немецкие бренды не добавляли в одобрение типа транспортного средства разные виды оборудования, включая, например, обвесы. Поэтому ГИБДД как раньше, так и сейчас отказывает в регистрации таких машин без одобрения лабораторий.
Однако в большинстве случаев установка допоборудования, а также получение соответствующих документов в лаборатории, не оставят автовладельцу особых проблем. Но есть машины, для которых в России все еще нет определения типа транспортного средства — например, олдтаймеры.
«А это значит, что мы не может внести в них изменения, потому что мы не знаем, во что мы вносим изменения. Нет одобрения типа, и мы никогда не узнаем, какой была исходная конструкция автомобиля, Теоретически мы можем поставить на «Шевроле» 1956 года огромные колеса от «бигфута», и в правовом поле никто не сможет доказать, что на этой машине так не должно быть, потому что в нашей стране эту машину не знают. И для ряда автомобилей процедуры переоборудования нет», — пояснил эксперт.
Единственный инструмент, которым сегодня пользуется ГИБДД в регулировании вопросов незаконного тюнинга и изменений в конструкции — это нарушение статьи КоАП 12.5. «Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена». Штраф по этой статье составляет 500 рублей.
«Максимум, что они еще могут сделать, — выписать предписание на устранение неисправности в течение 10 дней. Но даже этим предписанием они сами нарушают закон, потому что в нем же пишут, что если человек не устранит неисправность, то машину снимут с регистрации. А по закону снять машину с регистрации нельзя. Автомобилистам нужно хорошо знать свои права и уметь их отстаивать», — добавляет Антон Шапарин.
Самое главное, о чем стоит помнить автомобилистам, — любой, даже минимальный тюнинг, который автопроизводители не оформили как заводской и который не прописан в одобрении типа транспортного средства, считается в России незаконным. Водителей на таких машинах инспекторы ГИБДД имеют право штрафовать, а в регистрации такого автомобиля может быть законно отказано. Если автомобилист готов отстаивать право изменять конструкцию своей машины, ему придется пройти проверку соответствия безопасности в лаборатории.