Любовь россиян к кроссоверам и внедорожникам не ослабевает на протяжении долгого времени. Например, в прошлом году почти каждый второй проданный в нашей стране автомобиль принадлежал сегменту SUV. Считается, что первые прототипы автомобилей, представляющих собой симбиоз легковушки и внедорожника, появились в 1980-х в США и уже оттуда получили распространение по всему миру. Впрочем, это утверждение остается спорным — аналогичные машины, которые в наше время вполне можно было бы причислить к кроссоверам, разрабатывали и выпускали значительно раньше в СССР. Главные претенденты на звание прародителей современных SUV — в материале Autonews.ru.
ГАЗ 61-73 стал первым автомобилем в СССР, который представлял собой гибрид легковушки и внедорожника. Модель начала серийно выпускаться еще во время войны — в 1941 г. — и активно использовалась в качестве штабной машины для высшего руководства РККА. Полноприводный внедорожный седан оснащался 3,5-литровым бензиновым мотором, который развивал 85 лошадиных сил.
Автомобиль комплектовался четырехступенчатой механической КП и его особенно ценили за проходимость и простоту в ремонте. ГАЗ-61 мог похвастаться внушительном клиренсом в 201 мм, а его максимальная скорость достигала скромных сейчас, но приличных в те года 107 км/ч.
ГАЗ-М72 можно смело назвать настоящим советским кроссовером. В то время такого слова еще не было в обиходе, поэтому в стране Советов новинку называли просто — автомобиль повышенной проходимости. Его созданием по поручению Никиты Хрущева занималась группа инженеров под руководством Георгия Вассермана, который считался специалистом именно по полноприводным машинам.
В конструкции использовался модернизированный кузов ГАЗ-М20 «Победа» и шасси ГАЗ-69. Выпуск машины стартовал в 1955 г., то есть за 24 года до премьеры американского AMC Eagle, прародителя современных кроссоверов. Советская модель получила полный привод, несущий кузов и высокий клиренс.
Также автомобиль укомплектовали 2,1-литровым бензиновым двигателем мощностью 55 лошадиных сил. Двигатель работал совместно с трехступенчатой механической коробкой передач. Разогнаться «первый советский кроссовер» мог до 90 км/ч. В салоне устанавливались удобные диваны и даже радиоприемник. Более того, ГАЗ-М72 стал первой советской машиной, оснащенной омывателем ветрового стекла.
Стоит признать, что ГАЗ-М72 не слишком подходил для работ «в полях», а советский автомобиль повышенной проходимости должен был предназначаться, в первую очередь, для нужд сельского хозяйства. Поэтому практически параллельно группа Вассермана занялась разработкой более простой и проходимой машины, которая получила индекс М73. В основе автомобиля, получившего неофициальное название «Украинец», лежала крепкая рамная конструкция. Автомобиль укомплектовали неразрезными мостами, зависимой подвеской на рессорах и мотором мощностью 35 лошадиных сил. Новинка с 220-миллиметровым дорожным просветом также комплектовалась трехступенчатой коробкой передач и могла разогнаться до 85 км/ч.
Всего на Горьковском автозаводе было построено два опытных прототипа ГАЗ-М73 в кузове купе и пикап. Двухместные автомобили могли похвастаться очень необычным и стильным для того времени дизайном — эдакий советский вариант Suzuki Jimny. Опытные образцы прошли множество тестов в городских и внедорожных условиях, в ходе которых проехали более 4 тыс. километров. Однако в серию ГАЗ-М73 так и не пошел. Впрочем, некоторые его конструктивные решения использовались при создании уже других не менее интересных автомобилей.
Уникальные решения, которые применялись на прототипах ГАЗ-M73, нашли свое воплощение в серийном полноприводном «Москвиче 410». Речь идет, в первую очередь, о мостах, коробке передач и сцеплении. Автомобиль, который в наше время мог бы именоваться кроссовером, пошел в производство в 1957 г. на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Новинка с колесной формулой 4х4 и усиленным несущим кузовом предназначалась для тружеников села. Клиренс у автомобиля составил 220 мм, то есть как у «Нивы». «Москвич 410» мог преодолевать брод глубиной до 0,5 м и подъем крутизной до 33 градусов — очень неплохие характеристики для передвижения в советской глубинке.
Что касается дизайна, то он практически полностью повторял 402-ю модель. Автомобиль получил внедорожные шины и рычажные амортизаторы вместо телескопических. В салоне установили подвесные педали вместо напольных. Изначально автомобиль оборудовали нижнеклапанным двигателем от 402 «Москвича», однако уже в 1958 г. появился модернизированный «Москвич 410Н» на базе «Москвича 407», который комплектовался 45‑сильным мотором рабочим объемом 1,4 литра.
Еще один автомобиль, который претендует на звание прототипа первых SUV — очень стильный пятидверный «Москвич 411» в кузове универсал. Потенциальная аудитория автомобиля — бригадиры и работники почты в советских небольших населенных пунктах. Также машина идеально подходила для семейных поездок на природу. Не удивительно, что многие 411-е помимо государственных организаций оказались и в частных руках.
Полноприводную модель с понижающей передачей в трансмиссии оснастили неразрезными мостами на рессорах спереди и сзади, амортизаторами рычажного типа и колесами с «грязевой» резиной. Под капотом установили бензиновый агрегат мощностью 45 л.с., который работал в паре с четырхступенчатой коробкой передач. Салон оборудовали мощной печкой и радиоприемником.
Универсалы официально сняли с производства в 1960 году. Считается, что причиной такого решения стала нехватка производственных мощностей на МЗМА. В сложившихся обстоятельствах ставка была сделана на выпуск обычных модификаций автомобиля, в том числе экспортного Москвичей‑407, популярность которого за рубежом стала стремительно расти.