Фиксировать незаконный сброс мусора из автомобилей при помощи дорожных камер и строже за это наказывать предложили законотворцы. Соответствующие поправки в КоАП разработала Мособлдума совместно с Мосгордумой, сообщается на сайте одного из ведомств.
Главным образом такое ужесточение направлено на тех, кто привозит мусор в леса, парки и садоводческие товарищества и сбрасывает все лишнее там. Например, это могут быть отходы от стройки, старые шины или запасы бытового мусора. Водителей, которых поймают за такое нарушение, хотят наказывать более серьезными штрафами.
Штраф за мусор: что изменят для водителей
Сейчас штраф за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды для граждан составляет 1-2 тыс. рублей и 2-3 тыс. руб. за повторное нарушение. При этом статья, которая предусматривала бы штраф за выброс отходов из транспортных средств, отсутствует вовсе. На это обратили внимание законотворцы. По их задумке, если выяснится, что мусор привезли на грузовом или легковом автомобиле, штрафы будут в десятки раз выше. Доказать, что мусор привезли на автомобиле, как раз и должны помочь комплексы фото- видеофиксации нарушений ПДД.
Таблица штрафов за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сбросе отходов из транспортных средств в проекте поправок уже есть:
Вид штрафа | При первом нарушении | При повторном нарушении |
Для граждан | от 40 тыс. до 55 тыс. рублей | от 60 тыс. до 70 тыс. рублей |
Для предпринимателей | от 60 тыс. до 80 тыс. рублей | от 80 до 100 тыс. рублей, с конфискацией транспортного средства |
Для юрлиц | от 100 тыс. до 120 тыс. рублей | от 150 тыс. до 200 тыс. рублей, с конфискацией транспортного средства |
Если нарушение зафиксируют с помощью дорожных камер, то собственник автомобиля, госномера которого распознает камера, должен получить «письмо счастья» на 10 тыс. рублей. При повторном нарушении — 20 тыс. рублей. В случае сброса мусора с грузового транспорта — 100 тыс. рублей, а повторного — 150 тыс. рублей. Если совершить такой проступок без машины, штрафы предлагают сделать примерно чуть ниже: от 10 тыс. до 15 тыс. для физлиц и от 30 тыс. до 50 тыс. для юрлиц.
После того, как инициативу рассмотрят в Мосгордуме, оба парламента подготовят необходимый пакет документов и совместно направят их в правительство России и Госдуму.
Спикер Мособлдумы Игорь Брынцалов рассказал, что ущерб, причиненный окружающей среде в результате несанкционированного выброса мусора, как правило, намного превышает размеры штрафов.
«Ответственность надо значительно увеличить, чтобы тем, кто совершает данные правонарушения, было это невыгодно делать в экономическом смысле», — объяснил Брынцалов.
Что говорят операторы и производители дорожных камер
Чтобы начать фиксацию и оформление штрафов, операторам дорожных камер для начала понадобится четкая регламентация того, какие именно объекты придется идентифицировать, рассказали Autonews.ru в ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО». То есть, операторам нужно понимать, что фиксировать: крупные мешки с отходами или шоколадные обертки и бутылки.
«Это главное, что нужно понимать, чтобы говорить, есть ли техническая возможность реализовать подобную инициативу», — отметил представитель «ОКО».
Там рассказали, что научить камеры автоматически распознавать крупногабаритный мусор одного типа, например, мешки или крупный строительный мусор, действительно возможно. А вот с мелким мусором сложнее из-за вариативности его форм.
«Задействовать для этих целей дорожные камеры фото- видеофиксации едва ли целесообразно. Большая их часть устанавливается на шоссе с оживленным движением, где автомобили ездят на высоких скоростях. На таких шоссе стихийные мусорные свалки образуются редко», — считают в ассоциации.
А вот фиксацию выброса твердых коммунальных отходов существующие сейчас технологии распознавания способны обеспечить. Только потребуется доработать алгоритмы под эту конкретную задачу.
«Что касается установки в проблемных местах так называемых фотоловушек, то у таких устройств нет функции автоматического распознавания, они просто делают серии фотографий, активируясь по датчику движения в зоне контроля. Все материалы с таких камер нужно будет отсматривать в ручном режиме. Значит и организовать оперативное реагирование будет сложнее», — предупредили в ассоциации.
В свою очень представитель компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергей Кусов объяснил, что при обнаружении в поле зрения дорожной камеры кучи мусора можно будет установить, какие автомобили находились рядом в момент, когда она там появилась.
«Например, утром на дороге мусора не было, а вот вечером образовалась свалка, накидал кто-то свои балки и мешки, и уехал, — привел пример эксперт в беседе с Autonews.ru. — Тогда по камерам можно будет отследить время, когда образовалась эта проблема, и также составить список автомобилей, которые находились рядом».
Дальше все зависит от взаимодействия госорганов — подозрительные машины нужно будет объявлять в розыск, проводить расследование и таких нарушителей штрафовать.