О масштабных рейдах по проверке тонировки рассказали в ГИБДД: мероприятия проходят во всех крупных городах России. Для дежурств инспекторы выбирают самые популярные улицы и буквально просеивают поток. По установленным стандартам, передние боковые стекла должны пропускать не менее 70% света, а лобовое — не менее 75%. Тонировка передних боковых стекол и лобового стекла запрещена. Штраф установлен минимальный: согласно ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП, водителей автомобилей с затонированными или с покрытыми прозрачными цветными пленками стеклами, можно оштрафовать на 500 рублей.
На месте инспектор ГИБДД может потребовать устранить нарушение: его решение зависит от поведения каждого водителя. Чтобы избежать неприятной процедуры, автомобилисты используют оригинальные, на их взгляд, объяснения. Но, как оказалось, инспекторам они хорошо знакомы.
Водитель Porsche Cayenne черного цвета на видеозаписи из Калининградской области уверяет, что приобрел иномарку в автосалоне уже с таким тюнингом. Прибор показал, что светопропускаемость боковых стекол в несколько раз ниже, чем разрешено по ГОСТу. То же самое и с лобовым стеклом.
«Ничего не знаю, я покупал машину уже с такой тонировкой», — разводит он руками. В итоге оказывается, что водитель за тонировку уже попадался. На него составили протокол за неисполнение законных требований сотрудника полиции. Административная статья предполагает штраф от двух тысяч до пяти тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от сорока до 120 часов.
Водитель на пикапе Honda с глухо затонированными стеклами объясняет инспектору ГИБДД, что в момент остановки как раз ехал на станцию техобслуживания, чтобы отклеить пленку. В качестве доказательства предъявляет протокол, составленный буквально час назад.
«Всему городу уже выписали штрафы за тонировку, и мне, — возмущается водитель. — Я такую машину купил, только месяц назад! И вот еду отклеивать».
Водитель Ford черного цвета также привлек внимание инспекторов. Темной пленки на стеклах нет, но зато установлены сетчатые шторки. Инспекторы объясняют, что такое затемнение тоже содержится в перечне неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. После разъяснений инспекторы вежливо сообщают о плане оштрафовать нарушителя на 500 рублей. Однако тот начинает торги, предлагая устранить проблему на месте.
«Ну как же вы устраните, если вы только что управляли автомобилем с нарушением и этот факт зафиксирован на видео», — объясняет инспектор.
Дальше водитель пытается всеми способами уйти от штрафа — опускает стекло со шторкой и делает вид, что оно уже не поднимается.
Во время мартовского рейда в Татарстане один из автомобилистов объяснял инспекторам, что «пленка на машине совсем не темная». Другой же после оформления штрафа от пленки избавился, но сказал, что с ней «больше нравится» и что ему «все хорошо видно». Следующий автомобилист заверил, что с помощью тонировки прячется от солнечных лучей.
Иногда пререкания с инспекторами из-за тонировки доходит до драк. На опубликованных видеозаписях причины конфликта не так очевидны. Так, на кадрах из Череповца видно, как несколько инспекторов заваливают водителя на спину и скручивают ему руки. Тот кричит, что готов был предоставить автомобиль для замеров, а на заденем плане негодует супруга задержанного.
После этого инцидента в ГИБДД опубликовали записи с нагрудных камер инспекторов: по ним можно понять, что полицейские настойчиво, но вежливо просили автовладельца не мешать им делать замеры. В ответ мужчина опустил боковые стекла и кричал, чтобы инспекторы проверяли только лобовое стекло. Также он требовал показать документы на устройство для замеров, но копии сертификатов его не устроили.
Только после того, как мужчина отказался пройти в полицейский автомобиль, инспекторы ГИБДД повалили его на снег, надели наручники и отправили на составление протокола за неисполнение их законных требований.
При обнаружении передних и боковых тонированных стекол, не соответствующих нормам светопропускаемости, сотрудники ГИБДД составят на имя водителя письменное требование устранить нарушение. Как правило, на это дают 10 дней.
Если при повторном задержании окажется, что пленки остались на месте, на виновного водителя составляет протокол по ст. 19.3 ч.1 КоАП «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции». Водителя ждет административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток — какая мера подойдет лучше, определяет суд.
Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в беседе с Autonews.ru объяснил, что время на устранение нарушения в течение нескольких дней инспекторы ГИБДД начали выделять после того, как о такой необходимости стали говорить сами суды.
«Иногда на месте эту пленку не оторвать, она может быть закреплена очень плотно, или же водителем может оказаться девушка, которая просто не знает, как это делать и не будет скрести по стеклу маникюром, — рассказал Травин. — Вот и стали писать в предписаниях — три дня, неделю, десять дней. Поэтому отклеивать на месте и сразу никто ничего не обязан».
Также Травин предупредил: инспекторы ГИБДД действительно могут при повторном задержании применить более жесткие санкции по ст. 19.3 ч.1 КоАП, тогда автомобилисту может грозить административный арест. Хотя изначально эту норму придумали для нарушителей общественного порядка.
Как объяснили в Госавтоинспекции, наличие тонировки снижает видимость. Без тонировки водитель способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии как минимум 100 метров, а тонированные автостекла снижают это расстояние до 35-70 метров. В ведомстве предупредили: при плохих погодных условиях (снеге, дожде), а также на высокой скорости тонировка мешает оценить дорожную ситуацию и вовремя заметить опасность.