Современные автомобили способны собирать и хранить огромный массив данных, причем это не только информация о техническом состоянии и местоположении. Представитель государственной компании «Автонет» (занимается созданием законодательной базы для использования собранных данных), объяснил Autonews.ru, что это за информация и как ее можно использовать.
«Вряд ли вы или ваши знакомые знаете, какие данные собирает и передает ваш автомобиль. Не думаю, что вам рассказали об этом при покупке. Вы не отдаете себе отчет, какие данные у вас изымает автопроизводитель, и как он их использует. Мы хотели бы, чтобы регулирование этого рынка позволило защитить интересы автовладельцев, и человек мог бы осознанно отдавать эти данные в обмен на что-то», — об этом на встрече с журналистами 16 марта заявил соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет», а также глава НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко.
Правительство уже несколько лет работает над созданием платформы «Автодата» — на территории России планируют запустить единую навигационно-телематическую систему, которая будет собирать и обрабатывать данные со всех автомобилей с момента их выпуска до утилизации. Кроме того, создали рассчитывают собирать информацию о дорожной инфраструктуре и данные о пассажирах и водителях, чтобы создавать их поведенческие модели.
Система, которая подразумевает полный охват страны сетью 5G, уже получает данные об административных правонарушениях из 52 субъектов. Наиболее активно в проекте участвуют 22 региона, включая Московскую область и Санкт-Петербург. Летом Минпромторг должен внести на рассмотрение разрабатываемый сейчас законопроект, который должен регулировать все правовые нюансы работы искусственного интеллекта платформы «Автодата».
К запуску такого масштабного технологического проекта много вопросов, в первую очередь они касаются безопасности и конфиденциальности собранных данных. В частности, некоторые эксперты отрасли уже обеспокоены возможным чрезмерным допуском государства к личным данным автомобилистов. Автокомпании в свою очередь также переживают о дополнительных затратах, которые в итоге отразятся на стоимости машин. Но представители рабочей группы «Автонет» уверяют, что вопросы безопасности страны и противодействия терроризму гораздо важнее, а также обещает наладить систему обезличивания данных после поступления в базы данных «Автодаты».
«Мы не единственная страна, которая занялась этим вопросом. Большие дискуссии на данную тему идут в Европе. Все пытаются понять, кому же принадлежат эти данные — автокомпании или собственнику автомобиля. Мы считаем, что если вы купили какой-то объект, то все что он создает, принадлежит вам. У автопроизводителей есть желание изымать часть данных безвозмездно, как они делают это сейчас. Один из тезисов нашего законопроекта — как раз регулирование права собственности на эти данные», — объяснил Александр Гурко.
Когда информация, которую собирает автомобиль, законодательно будет закреплена за собственником, вся финансовая система будет крутиться вокруг него. То есть владелец сможет заработать на этом — продать эту информацию на бирже данных тем же автокомпаниям либо маркетинговым или страховым компаниям.
«Сегодня эта область не отрегулирована. Автопроизводители изымают у вас данные и используют их по собственному усмотрению, а по сути — коммерциализируют, перепродавая, или используют для своих задач, а вы, как владелец, ничего об этом не знаете. Государство же хочет получать доступ к минимальному набору этих данных для обеспечения безопасности — внешнее вмешательство в автомобиль давно стало возможным, машина может поехать внезапно куда угодно, затормозить там, где не надо. Много случаев взлома автомобилей и вмешательства в управление, это должно быть предметом регулирования», — уверен представитель «Автонет».
По словам представителя «Автонет», машина всегда знает, где вы находитесь. Собирая эти данные, автокомпании продают их сторонним организациям, а те в свою очередь могут перепродать дальше. Например, недавно стало известно, что американская компания Ulysses Group собирается продать новую технологию слежки американским военным, основываясь на 15 миллиардах геолокаций транспортных средств. Об этом написало американское издание Vice.com.
Предлагаемая технология в режиме реального времени может определять местоположение конкретных автомобилей практически в любой стране, за исключением Северной Кореи и Кубы. Свои слова Ulysses Group подкрепляет интерактивной картой, на которой показаны места расположения транспортных средств на территории России, Украины и Турции.
«Потребители могут не знать, что автокомпании и производители оригинального оборудования часто включают датчики в деталях транспортных средств, которые собирают информацию о состоянии подушек и ремней безопасности, температуре двигателя и текущем местоположении. Эта информация передается либо обратно автопроизводителю, либо перепродается третьим лицам», — пишет Vice.com.
Сегодня любой современный автомобиль по умолчанию комплектуется телематическим модулем. При этом машины способны передавать данные о своей динамике (координаты, курс, скорость и тд.), информацию о концентрации вредных веществ вокруг и внутри автомобиля, данные о состоянии систем безопасности и наличии пассажиров, информацию о техническом состоянии (тормозная система, рулевое управление, шины, индикаторы неисправностей, АБС, датчики электронных систем).
Речь идет не только о современных иностранных автомобилях с топовой электроникой, голосовым помощником и интеллектуальной прошивкой. Как заявила в беседе с корреспондентом Autonews.ru заместитель президента партнерства «Автонет» по правовым вопросам Екатерина Кочергина, современные российские машины тоже имеют телематические модули. Например, по ее словам, такое устройство предусмотрено даже в Lada Granta.
«Современная автомобильная индустрия движется к тому, что все автомобили будут подключены к телематике. На всех топовых моделях эти модули уже стоят и информацию передают. Lada, которые собраны в Казахстане, оснащены телематикой, и это уже заложено в стоимость автомобиля изначально», — объяснила Кочергина.
В компании «АвтоВАЗ» объяснили Autonews.ru, что телематика, которую могли ставить на Granta в Казахстане, не имеет отношения к бренду, а установкой могла занималась только сторонняя компания. При этом АвтоВАЗ отказался комментировать возможное сотрудничество с «Автодата».
Одним из главных критиков платформы «Автодата» является компания «КАМАЗ». Позиция этого автопроизводителя, как и нескольких других компаний, строится на опасениях по дополнительным затратам, которые лягут на автобренды и отразятся в итоге на стоимости конечного продукта — автомобиля. Но мнению компании, платформа «Автодата» не решает тех задач, которые перед ней стоят.
«Мы выступаем против данной редакции этого законопроекта. «Автодата» ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на производителя и потребителя. И точно не приведет к улучшению продаж техники. Оборудование само по себе может не понадобится, хотя придется устанавливать дополнительное программное обеспечение. А в сегодняшней цене оборудования именно программное обеспечение самое весомое по стоимости. По большому счет, сегодня предлагается, чтобы производители за свои деньги разработали систему, за свои же деньги ее установили и, самое странное, потом еще заплатили за доступ к этой информации», — объяснил Autonews.ru официальный представитель «КАМАЗ» Олег Афанасьев.
Рабочая группа «Автонет» действительно предлагает собственникам автомобилей продавать данные, которые генерируют их транспортные средства. Для этого даже была создана специальная биржа данных. Пользователь может выбрать отчетный период и назначить сумму покупки. Например, за недельный пакет данных предлагают заплатить около 300 рублей.