О серьезных сложностях при прохождении техосмотра праворульными автомобилями предупредили участники отрасли и эксперты. Речь в первую очередь идет о Дальнем Востоке, где импортные иномарки из Японии с правым рулем особенно популярны. Риск не получить диагностическую карту есть и у владельцев таких машин в любых других регионах, сообщили Autonews.ru руководители специализированных лабораторий. Раньше многие проходили техосмотр удаленно, но с запуском реформы и обязательным внесением данных в ЕАИСТО эта возможность отпала. Разбираемся, что делать.
Все дело в головной оптике: у праворульных автомобилей она отличается и может быть опасна для других водителей и пешеходов. У праворульных иномарок, которые приезжают в Россию главным образом из Японии, оптика работает зеркально: она освещают обочину при левостороннем движении и без перенастройки ослепляет водителей на встречной полосе. Особенно опасно пересечься с автомобилями, у которых установлены более яркие ксеноновые лампы или светодиоды, рассказал Autonews.ru эксперт в области установки оптики Дмитрий Кузьмин.
Привести работу фар в соответствие европейским нормам стоит 40-50 тыс. рублей: только так можно официально зарегистрировать изменения в конструкцию в специализированной лаборатории, и получить необходимые документы в ГИБДД, после чего пройти техосмотр и получить диагностическую карту. К таким тратам, как сообщили опрошенные участники рынка, практически никто не готов: до 1 марта 2021 года такие автовладельцы получали «серые» диагностические карты, то есть техосмотр проходили «удаленно». Но теперь такие автомобили окажутся вне закона: иного легального выхода, как доплатить за фары и узаконить изменения в конструкции, у них нет.
Как в свою очередь поделился с Autonews.ru генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко, выход есть. Практика перенастройки фар существует, и некоторые студии предлагают эту услугу.
«Можно купить подходящую европейскую фару, установить ее в машину, и тогда проблем с техосмотром не будет. Но делают это единицы автомобилистов, а на Дальний Восток ежедневно ввозят по 200-300 японских иномарок в день. Теоретически, к ним и раньше должны были возникать вопросы при постановке на учет, а теперь проблема встанет еще более остро», — объяснил Пархоменко.
Как объяснил Пархоменко, одна из главных задач экспертов на пункте техосмотра — выявление несоответствий в конструкции автомобилей. «Если оказывается, что человек переделал фары, не зарегистрировал это изменение, и приехал на пункт техосмотра, эксперт откажет в оформлении диагностической карты, — сказал Пархоменко. — То же самое произойдет, если водитель ездит с настроенными по японскому стандарту фарами. Отклонение в работе оптики покажут специальные приборы. Все эту информацию эксперт станции техосмотра внесет в базу. Там данные о любых проблемах и изменениях будет храниться в обязательном порядке: при следующем визите на техосмотр, даже в другой пункт, информация всплывет. Это будет видеть и ГИБДД, как надзорный орган».
По словам экспертов, экономные, но более ответственные водители праворульных автомобилей используют специальные наклейки на фарах, отсекая ослепляющий встречку поток света.
«Некоторые используют обычную изоленту. И получается, что одна проблема решается. Но ведь фара должна еще и светить на обочину: там может быть пешеход, стоять женщина с коляской. Без света можно просто не увидеть, что на обочине потенциальная опасность, — привел пример Пархоменко. — И на фоне вопросов к некоторым нормам техосмотра эта действительно важная и здравая. Фара должна светить куда положено, это вам не брызговики».
В свою очередь руководитель собственной автостудии Дмитрий Кузьмин рассказал о такой практике по доработке фар на Дальнем Востоке: регулировочными винтами водители опускают фары вниз и уводят их вправо.
«Тогда левый «лепесток» начинает светить перед машиной, а основной пучок света, который и вызывает ослепление уходит на нашу обочину. Это, конечно ерунда, техосмотр так не пройти, но хотя бы не ослепляется встречка», — уточнил эксперт.
Особого подхода требуют светодиодные фары. «Большинство из них переделываются на настоящий европейский свет простой заменой шторки. Но в некоторых фарах используется технология светового тоннеля очень хитрой конфигурации, — поделился Кузьмин. — Перенастроить их под евросвет дорого, а из-за разнообразия форм и ограниченного количества запчастей ценник получается совсем негуманным».
Также Кузьмин рассказал и еще о нескольких способах переделки фар, которые делают их совершенно похожими на аналоговые. Они могут запутать даже опытных инспекторов ГИБДД. Тем не менее, все такие переделки незаконны и зарегистрировать изменения в ГИБДД без применения серых схем, по его словам, нереально. Кузьмин признался, что до недавнего времени участники этой ниши использовали лазейки и получали возможность поставить нужные штампы на ПТС и СТС. Например, известное для «серой» легализации место, по его словам, находилось в Калужской области. Однако эту возможность прикрыли.
«За 15 лет моей работы из тысяч моих клиентов всего несколько прошли процедуру официально и узаконили внесение в конструкцию», — подытожил бизнесмен.
Директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко признался, что у него накопилось много вопросов к испытательным лабораториям на Дальнем Востоке, которые все последние годы выдавали необходимые свидетельства на ввозимые праворульные автомобили с опасными фарами.
«Я много ездил по региону и постоянно встречал слепящие меня машины, это действительно очень неприятно, — вспомнил Пархоменко. — А сейчас получается, что уже нет вариантов не проверять, работать лаборатории должны жестко. Так что сейчас покупать такие автомобили большой риск — без заверенной переделки их просто не оформить. Тут либо доплачивать 50 тыс. рублей за фары, либо продавать обратно».
Autonews.ru также направил запрос в АС «Система электронных паспортов» по сложившейся ситуации. Там подтвердили, что сейчас на Дальний Восток ежедневно ввозится 250-300 автомобилей.
«Могу сообщить, что следующие три процедуры будут происходить почти одновременно: оценка соответствия требованиям безопасности с выдачей СБКТС, оформление ЭПТС и проверка технического состояния с оформлением диагностической карты», — заверил управляющим директором АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов.