С 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты будут выполнять прямо в городе среди других участников движения. В ГИБДД объяснили: такой подход нужен, чтобы избежать натаскиваний и механического заучивания упражнений. Будущим автомобилистам придется доказывать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.
Практический экзамен проводится на маршруте, который должен содержать определенный набор элементов улично-дорожной сети, объяснили в МВД России в ответе на запрос Autonews.ru. Это, например, перекрестки, железнодорожные переезды, пешеходные переходы и так далее. Также на дорогах должны быть нужные для проверки знаний дорожные знаки и разметка.
Кроме того, для проверки выполнения некоторых маневров разрешено использовать закрытые площадки и автодромы, а также территории с твердым покрытием, где ограничено движение для других автомобилей и пешеходов. Также задания можно выполнять на незагруженных дорогах или на тупиковых участках, преимущественно за пределами жилой застройки.
В каждом регионе в ГИБДД будут сами решать, в каких доступных локациях проводить экзамены. К примеру, где-то кандидату предложат выполнить некоторые маневры, такие как парковка или разворот, на расчерченной площадке и уже потом поехать в город. Это, например, следует из видеоинструкции, которую получили автошколы в Оренбургской области. Там, где ехать на площадку не очень удобно, придется использовать городскую инфраструктуру. Например, свободные парковочные площадки.
Как объяснил глава Госавтоинспекции Михаил Черников, до 1 апреля на экзамене по вождению было три обязательных маршрута на выбор. Получалось, что кандидат в водители заранее знал расположение поворотов, парковок, знаков и так далее.
«Сейчас утверждаются участки дорог. На них инспектор будет ставить конкретные задания, куда поехать. Для экзаменуемого, конечно, будут некоторые проблемы. Но в дальнейшем он будет чувствовать себя безопасно и комфортно, двигаясь самостоятельно», — объяснил Черников в эфире телеканала «Россия-1».
Какие упражнения придется выполнять?
Согласно экзаменационному листу, чтобы получить категорию «B», нужно быть готовым выполнить следующие задания:
- постановка автомобиля на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;
- постановка автомобиля на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;
- разворот в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;
- остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
- постановка параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении вперед;
- проезд регулируемого перекрестка (при наличии);
- проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при наличии)
- проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
- левые и правые повороты;
- проезд железнодорожного переезда (при наличии);
- перестроение на участке дороги, имеющей две или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);
- обгон или опережение;
- движение с максимальной разрешенной скоростью;
- проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;
- торможение и остановка при движении на различных скоростях;
- разворот на перекрестке и вне перекрестка.
Как объяснил глава Госавтоинспекции Михаил Черников, при начале приема экзаменов уже подразумевается, что водитель готов к движению в городе, что он приобрел соответствующие навыки и ему будет комфортно в городе проходить все этапы.
«Особенно это касается парковки в городском цикле, где вроде бы научились парковаться при конусах, которые вставлены на площадке», — сказал Черников.
По его словам, сейчас у кандидатов в водители серьезные проблемы именно на этом этапе экзамена.
Новый административный регламент, как и сейчас, допускает четыре штрафных балла. В противном случае — на пересдачу. За совершение каждой ошибки кандидату будут начислять штрафные баллы: один, два или три. Чем грубее ошибка, тем выше балл. При этом есть целый перечень нарушений, при которых экзамен сразу будет считаться несданным.
Список нарушений, после которых экзамен в ГИБДД сразу прервется:
- Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в управление автомобилем для предотвращения ДТП;
- Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество.
- Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество;
- Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления;
- Осуществлял движение на запрещающий сигнал светофора или регулировщика;
- Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1 («сплошная», прим. ред.);
- Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке (при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора регулировщика);
- Нарушил правила выполнения обгона;
- Нарушил правила выполнения поворота;
- Нарушил правила выполнения разворота;
- Нарушил правила движения задним ходом;
- Нарушил правила проезда железнодорожных переездов;
- Превысил разрешенную максимальную скорость движения;
- Использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи.
Вместо двух дней на сдачу практики будущие автомобилисты теперь будут тратить около 30 минут. Если кандидат ездит уверенно, то закончить он может и быстрее — кататься после выполнения всех заданий не придется. А вот тех, кто работает чуть медленнее, но у него все получается, в ГИБДД успокоили: ровно через 30 минут выгонять из-за руля такого кандидата никто не будет.
«30 минут — это то время, которое водителю выделяют в среднем. Можно продлить экзамен, если кандидат уверенно выполняет задания, но не хватает времени. Никто по окончании 30 минуты не будет включать таймер. Не будет считаться, что экзамен не сдан», — заверил Роман Мишуров в интервью на радио «Комсомольская правда».
Обязательно будут камеры спереди и сзади автомобиля, а также камера в салоне, которая будет снимать самого кандидата в водители, рассказал Черников. Также необходима камера, направленная на панель приборов. Во время всей сдачи будет идти аудиозапись. Примечательно, что об отдельном контроле дублирующих педалей, которые находятся под контролем экзаменатора, речи не идет.
В ГИБДД объяснили, что сданные до 1 апреля элементы на площадке перепроверять заново после вступления изменений в силу не будут. Экзамен таким образом не усложнится. При поездке в город нужно будет сдать только те упражнения, которые не проверяли на площадке.
Все автомобили застрахованы по ОСАГО, и страховая компания возместит полученный вред, уточнили в ГИБДД. Однако некоторые автошколы пожаловались, что застраховать учебные машины на предложенных условиях стало очень дорого: необходима расширенная страховка, чтобы вписать в нее помимо инструктора и инспектора ГИБДД. Кроме того, в ряде регионов пожаловались, что страховать учебный транспорт стало проблематично.
В ГИБДД считают, что новый, более вариативный подход, изменит отношение будущих водителей и автошкол к обучению. Вместо заучивания и натаскивания на нужные для экзамена упражнения автомобилисты должны будут больше времени уделять практической езде и получению навыков, которые нужны за рулем каждый день. Как добавили в МВД России, исключение заранее определенных экзаменационных маршрутов позволит инспекторам ГИБДД определять степень подготовленности кандидата к управлению автомобилем «именно в условиях реальной, постоянно меняющейся дорожной обстановки».
Сейчас обучаться для получения прав категории «B» можно с 16 лет, а в 17 — сдать экзамен. Права выдадут все равно только в 18 лет. В ГИБДД уже давно предложили начать выдавать права с 17 лет, чтобы автомобилисты не растеряли все полученные навыки. Есть нюанс: предполагается, что получившие права в 17 лет смогут управлять автомобилем только в сопровождении совершеннолетнего наставника не менее чем с трехлетним опытом вождения. Однако на данный момент предложенные изменения в новый административный регламент не вошли, и нововведение не пока заработало. МВД России только внесло в правительство предложение о поправках к закону «О безопасности дорожного движения». Документ находится на рассмотрении, и сколько это времени может занять, пока не известно.