Документ о снижении возраста для получения водительских прав находится на рассмотрении правительства уже несколько месяцев. Кабинет министров пока не дал своего заключения, но автоэксперты уверены, что решение будет положительным, и примут его уже в ближайшее время. Автором и активным лоббистом соответствующих поправок в Закон «О безопасности дорожного движения» выступило МВД России. Ранее с этой же инициативой выступали также депутаты Госдумы. Все они приводили в пример опыт зарубежных стран и вспоминали юношеские права из СССР.
Согласно разработанному в МВД документу, сдать экзамен ГИБДД гражданин России сможет уже в 17 лет, а обучение в автошколе на категорию «В» станет доступным с 16 лет. Но после получения прав 17-летний водитель должен будет ездить в сопровождении наставника с опытом вождения не менее трех лет. Кроме того, для сдачи экзамена будущему водителю понадобится письменное разрешение от родителей.
Снижение возраста вождения поддерживают многие автоэксперты, однако есть и те, кто выступает против инициативы. Помимо общественников, противниками более раннего допуска к управлению автомобилем стали представители страховых компаний. Autonews.ru обсудил текущую позицию страховщиков с исполнительным директором Российского союза автомобилистов (РСА) Евгением Уфимцевым.
Станет ли ОСАГО реальным препятствием к раннему вождению?
— Конечно, автогражданка станет серьезным препятствием, но финансовым. Если предложение будет принято, ОСАГО для таких водителей будут считать по максимальным тарифам. Статистика показывает, что с уменьшением стажа и возраста кривая частотности страховых случаев существенно растет. Даже те коэффициенты для молодых водителей, которые есть сейчас, не спасают от такой частотности аварийности. А так как впереди нас ждет дальнейшая либерализация тарифов, нужно четко понимать разницу между опытным и молодым водителем. Показатели по самым молодым водителям и самым опытным водителям отличаются в десять раз.
Могут ли страховые компании вообще отказаться выдать ОСАГО 17-летнему водителю?
— Если решение о снижении возрастного ценза примут, страховые компании будут вынуждены страховать, а Центробанк рассчитает все тарифы. Но страховка будет серьезным аргументом, и тарифы будут очень высокими.
Как часто водители с нулевым опытом попадают в ДТП?
— На сегодня водители в возрасте 18 лет по статистике самые аварийные, а если появится категория 17 лет, я думаю, они будут точно не менее аварийными, а то и более. Ведь аварийность означает не только участие или вину в ДТП. Это также ситуации, когда человек неопытно водит и создает затруднения на дороге, едет слишком медленно по скоростному шоссе или создает затор, потому что растерялся. Депутатам для более детальной оценки вопроса можно было бы запросить данные по таким авариям у страховщиков, и мы бы их дали. Более молодой сегмент, по статистике, создаст больше аварий и больше проблем на дороге для других водителей.
У кого сейчас самая дорогая страховка?
— Сейчас право на управление легковым автомобилем предоставляется с 18 лет. С 16 лет такое право есть также у водителей отдельных видов мототехники. Согласно тарифам ОСАГО, утвержденным Банком России, наихудший коэффициент в зависимости от навыков водителей, стажа управления автомобилем и возраста установлен в отношении водителей в возрасте от 16 до 21 год и нулевым стажем.
Как рассчитываются тарифы ОСАГО по возрасту и стажу?
— Из расчетов ЦБ следует, что чем моложе и неопытнее водитель, тем выше риск наступления его гражданской ответственности. Речь идет об обязательствах вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших.
Стоит ли предусмотреть какую-либо ответственность для сопровождающего наставника, с которым должен ездить водитель 17 лет?
— Причинение вреда во время учебной езды не входит в страховые риски по ОСАГО, и идея о том, чтобы это изменить, не обсуждается. По иным видам страхованию ответственности считать ответственным за причинение вреда во время учебной езды инструктора, думаю, разумно. Инструктор должен контролировать обучаемого, и если он видит, что обучаемый не успевает, не имеет достаточного навыка, то он должен прекратить езду, снизить скорость, изменить учебное задание и так далее. В какой вид страхования включить такую ответственность, пока неясно.
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев не стал оценивать воображаемые риски и судебные издержки страховщиков в случае взыскания выплат с 17-летних виновников. По его мнению, этот вопрос должен обсуждаться в рамках закона, а решение по снижению возраста вождения все-таки еще не принято.
При этом многие эксперты, выступающие за снижение возраста получения прав, ссылаются не только на зарубежный опыт. В некоторых странах Европы, а также в США действительно есть возможность управлять автомобилем с 16 лет. Общественные деятели указывают на то, что административная ответственность в России наступает с 16 лет, равно как и уголовная.
«Своим имуществом несовершеннолетние в возрасте до 18 лет отвечают полностью. Если его не хватает, то для покрытия ущерба привлекается имущество их родителей. Поэтому с правовой точки зрения ограничений для введения права на управления автомобилем с 16 я не вижу», — пояснил глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин.