Подложные номера позволяют автомобилистам уходить от штрафов ГИБДД: такое нарушение может стоить водительских прав, но автомобилистов это не смущает. Чтобы обмануть камеры, они устанавливают несуществующие госномера или ездят на автомобилях с прекращенной регистрацией, оставляя себе старые таблички. В итоге водители накапливают сотни нарушений, но выписывать постановления оказывается не на кого. О такой проблеме заявили в департаменте транспорта Москвы после громкого ДТП с участием Audi RS6, которая до столкновения превысила скорость 566 раз.
Оказалось, что при таком количестве фиксаций на автомобиль не оформляли штрафы за нарушения, поскольку в январе 2021 года машину сняли с учета. За первые несколько месяцев этого года камеры фиксировали автомобиль за превышение скорости, в том числе на 60-80 км/ч и на 80 км/ч. Более ранние фиксации хранят данные о езде более чем на 100 км/ч быстрее допустимых лимитов.
В дептрансе назвали такой способ ухода от ответственности мошенническим и направили обращение в прокуратуру. Чиновники хотят разобраться, почему при наличии фиксаций и доступа к данным о передвижениях автомобиля водитель продолжал ездить по дорогам и не попадал в поле зрения патрулей ГИБДД.
Хотя в ГИБДД регулярно отчитываются о рейдах и массовых проверках, на дорогах до сих пор остается огромное количество автомобилей с незарегистрированными номерами. Так считает руководитель компании-производителя камер «Астралаб» Сергей Ласкин. При этом, по оценке эксперта, дорожные камеры прекрасно отслеживают все передвижения автомобилей даже с прекращенной регистрацией: выделять в отдельную базу водителей, которые часто нарушают, по его словам, просто.
«Таких лютых нарушителей очень много, хотя проблема решается в два счета, — рассказал Ласкин в беседе с Autonews.ru.— Достаточно дописать несколько строк к коду, чтобы фильтровать и создавать отдельную базу водителей, которые, например, нарушают раз в сутки или сто раз в месяц. Даже если номер по базе не определяется, в любом случае его передвижения легко отследить, если поставить такую задачу. Создается отдельный список, передается в ГИБДД, и таких водителей просто разыскивают и задерживают с помощью системы «Пит-стоп». А сейчас выходит, что человек ездит и знает, что его не накажут, ведь чтобы его остановить, нужны инспекторы ДПС, которые этого не делают».
Если владельца машины невозможно определить, но сам автомобиль при этом регулярно передвигается по городу на одних и тех же номерах, выяснить примерное место жительства нарушителя будет несложно, считает Ласкин.
«Поэтому я не понимаю, почему водители, которых фиксируют по 500 раз, спокойно ездят по улицам. Не исключаю, что в Москве ЦОДД просто не может договориться с ГИБДД, что делать с этими данными. Может быть, проблема в том, что они не ставили задачу по внесению таких людей в розыскные списки», — рассуждает эксперт.
С тем, что дорожные камеры без проблем могут фиксировать и несуществующие в природе госномера, и автомобили с прекращенной регистрацией, в беседе с Autonews.ru согласился представитель компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергей Кусов. Главный вопрос, по его мнению, в том, что делать с полученными данными. Разработчик также читает, что проблемные автомобили со странными номерами логично выделать в отдельную базу. Далее, по его словам, не составит никаких проблем отследить передвижение таких машин по городу и передать данные для их задержания в ГИБДД.
«Камера изначально сверяется с базой ГИБДД, там система проверяет все зарегистрированные номера, по госномеру подтягивает вин-номер автомобиля, затем личные данные автовладельца, включая номер удостоверения, все его правонарушения на дороге, — объяснил Кусов. — Доступ к этим данным есть только у правоохранительных органов».
Если, по словам эксперта, окажется, что госномер нигде не прописан, а просто существует как некая комбинация цифр и букв, регистрация такого номера в любом случае происходит.
«Только вот определить, кому принадлежит этот автомобиль, не выйдет. Получается, что номер распознан, но по базе он проходит как несуществующий. И в том же московском ЦОДД должна быть некая пометка для системы: что она должна делать с такими номерами, куда их выделять. Логично создавать из таких странных госномеров отдельную базу. В регионах такие данные могут сразу высвечиваться в ЦАФАПах (Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений — прим. ред.). А далее встает вопрос — что с этим знанием делать и кто будет дальше такие машины останавливать. Например, те же ЦАФАПы могут дальше передать эти данные по каналам силовых структур», — считает Кусов.
По оценке эксперта, выделение отдельной базы неопознанных автомобилей не несет никаких дополнительных финансовых затрат для операторов систем наблюдения и не приведет к перегрузке серверов.
«Данные сверить просто: есть госномер в базе, его там нет, или же он снят с учетов. Далее такой госномер просто проходит в системе с определенным маркером. Главное, чтобы при их выявлении власти и правоохранительные органы принимали меры. А так получается, отметили в журнале регистрации и все, водитель спокойно ездит дальше. Если так происходит, значит у него есть хорошие покровители, либо у ГИБДД просто не хватает административных ресурсов для отлова нарушителей после массовых сокращений. На улицах же патрули почти не встретить, гоняться за каждым людей не хватит. Нужно просто волевое решение — объявить месячник спецопераций и всех можно спокойно отловить», — выразил мнение Кусов.
В ЦОДД Autonews.ru сообщили, что все автомобили с признаком нарушения передаются в ГИБДД для дальнейшего оформления постановления об административном правонарушении. В ЦОДД не стали уточнять, как решается ситуация, если данных для оформления штрафа недостаточно: например, если при обработке данных и подргрузке персональных данных в ГИБДД выясняется, что номер недействительный или же у машины прекращена регистрация. Autonews.ru направил соответствующий запрос в ГУ МВД России по Москве с просьбой разъяснить эту ситуацию.
В ГИБДД регулярно проводят рейды по задержанию водителей, которые пытаются обмануть систему. В том числе ездят на автомобилях, зарегистрированных на умерших собственниках.
«При поступлении данных экипажи ДПС принимают меры к остановке таких автомобилей, проверке и проведению необходимых административных процедур», — рассказывали Autonews.ru в МВД России.
Если госномер транспортного средства подложный, то есть в принципе не существует, использующему его водителю может грозить ответственность по ч.3 и ч. 4 ст.12.2 КоАП за управление автомобилем с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков.
«За установку таких номеров наказывают административным штрафом в размере 2,5 тыс. рублей, а за управление автомобилем с ними — лишают прав на срок от шести месяцев до года, — объяснили Autonews.ru в Европейской юридической службе. — Но если на автомобиле стоит номер, который ранее был ему присвоен, но еще не изъят сотрудниками ГИБДД, то такая ответственность нарушителю не грозит. Такое наказание последует только после изъятия ранее присвоенных госномеров».
По словам юриста службы, если продавец прекратит учет автомобиля в связи с продажей, а новый хозяин не поставит его на учет и продолжит на нем передвигаться, инспекторы ГИБДД имеют полное право задержать такого нарушителя. Такие действия могут обернуться лишением прав на срок от месяца до трех, а отсутствие СТС может стать основанием для отправки машины на спецстоянку.
Если учет автомобиля прекращается в связи с продажей, то государственный регистрационный знак выставляется в розыскные учеты, как и СТС, напомнили в Европейской юридической службе.