Мошенничества с техосмотром вышли на новый уровень после запуска реформы системы с 1 марта 2021 года. Начиная с этой даты автомобили должны в обязательном порядке заезжать на пункты техосмотра, где их фотографируют до и после процедуры — не ранее, чем через 30 минут. Тем, что многие водители никогда не проходили эту обязательную диагностику официально и не очень разобрались в системе, воспользовались «серые» пункты техосмотров. Они начали предлагать водителям гарантированное оформление диагностических карт разными способами: от формального заезда на сервис для фотографирования до оформления онлайн с якобы внесением в официальную базу ЕАИСТО. Цены при этом заметно выросли: вместо 720 рублей в Москве все чаще просят от 2500 руб. и больше. Разбираемся, на какие приемы нельзя попадаться и чем это грозит.
На одном из сайтов корреспонденту Autonews.ru приложили заплатить всего 500 рублей и получить диагностическую карту в режиме онлайн. Там сообщили, что фотографии якобы нужно будет делать только с 1 октября 2021 года, поэтому до этого момента можно успеть оформить документ на два года. Данные по оформленной карте пообещали внести в ЕАИСТО и «гарантировали» отсутствие проблем в ГИБДД и со страховыми компаниями».
Приехать и оставить машину для съемки на 30 минут предложили на другом ресурсе — успешное прохождение техосмотра там тоже «гарантировали». При этом за услугу попросили 2,5 тыс. рублей, хотя на сайте организации указано, что прохождение техосмотра стоит от 650 рублей.
«Да, мы поменяли цены, — сказали по телефону, объяснив это усложнением процедуры. — И не верьте тем, кто уверяет, что карту можно получить онлайн. Сейчас некоторые станции просят прислать фотографии чистой машины и при помощи фотошопа вставляют их в снимки на фоне пункта техосмотра. Но это обман. И в систему такие данные не попадают — у нас же можно все проверить через специальные сайты».
Для предварительной оценки автомобиля перед прохождением техосмотра на некоторых сайтах предлагают прислать фотографии чистой машины. «Машина не должна быть разбитой и не должно быть больших трещин на лобовом стекле. Если вы не уверены, сделайте несколько снимков и пришлите нам», — указано на одном из ресурсов. Однако по телефону там уже более откровенны и предлагают как раз «удаленную» схему с фотошопом.
Если изначально водителю предлагают не приезжать на техосмотр, это точно мошенничество, предупредил в беседе с Autonews.ru директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев. Также ему оказалась знакома и схема с фотографированием машины, которую уже начали обсуждать в профессиональном сообществе. Эксперт объяснил: желающим сэкономить, скорее всего, выдадут «серые» карты, которые в ГИБДД вычислят и аннулируют. Это в свою очередь могут обернуться проблемами со страховкой и штрафами.
Так, в 2022 году при отсутствии действующей диагностической карты автовладельцы начнут получать штрафы с камер — по 2 тыс. рублей в день. А если водитель без карты устроит ДТП, то страховая компания получит возможность применить к такому автомобилисту право регресса. То есть спишет все расходы за покрытие ущерба.
Также водителей должна насторожить слишком высокая цена за услугу — выше установленного в регионе тарифа. Например, в Москве такой тариф составляет 720 рублей.
«Есть те, кто просит и по 2,5-3 тыс. рублей. Но это чаще всего это обман, — уверен Рогачев. — Раньше диагностические карты покупали, и для многих официальное прохождение процедуры в новинку. Не все водители разобрались, как точно работает система, и мошенники этим пользуются. Представьте, звонит водитель на настоящий ПТО, а там говорят, что машину будут проверять и гарантий нет. Некоторых это пугает. И они ищут простой способ купить карту без посещений ПТО. И предложений очень много, но это фикция».
Эксперт предположил, что «серые» схемы предлагают «бумажные» пункты техосмотра, которые пытаются заработать.
«Внести данные о такой карте в ЕАИСТО у них точно не получится, все это чистой воды мошенничество. Если же реальный пункт решит оформить настоящую диагностическую карту по фотографии — это огромный риск и для самой организации, это грозит штрафом в несколько сотен тысяч рублей. Поэтому сомневаюсь, что не «бумажные» организации будут этим заниматься», — считает Рогачев.
Эксперты предупреждают: мошенники пользуются еще и тем, что проверить, действительна ли оформленная карта, водителю крайне сложно: гарантии, что карта настоящая, могут дать только на официальных пунктах. Дело в том, что сейчас на сайте ГИБДД такие данные доступны только по документам, оформленным до 1 марта 2021 года.
«В ГИБДД сейчас объединяет старую и новую базу данных, это непросто потому что методики оценки применялись разные. Этот процесс хотелось бы ускорить, потому что злоупотреблений очень много», — сказал Рогачев.
Например, клиентам демонстрируют результат при помощи подставных сайтов ЕАИСТО: предлагают ввести там номер выданной карты и получают якобы официальное подтверждения.
Чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, участники рынка рекомендуют пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков (РСА): там указаны все аккредитованные пункты техосмотра с действующими сертификатами. Это дает гарантию, что оформленную карту никто не аннулирует.
О том, что у ГИБДД появилось много инструментов для проверки легитимности диагностических карт, Autonews.ru рассказал генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.
«Удаленные продажи карт регулярно разоблачают. С прошлого года в ГИБДД стали чаще использовать для этого дорожные камеры, — рассказал Пархоменко. — Ведь с их помощью легко проверить, где находился автомобиль во время оформления диагностической карты. То есть, передвигался ли автомобиль по направлению к пункту техосмотра. Или же вообще был в другом городе. И выяснилось, что, например, карта выдана в Татарстане, а машина в это время ездила по Москве».
По словам эксперта, любые подозрения инспектора ГИБДД могут стать основанием для того, чтобы данные о странной карте и автомобили попали в отдел дознания, где начали бы следственные действия.
«Есть плановые проверки, могут быть выборочные проверки по жалобам, да и просто при рядовой проверке на дороге инспектор может увидеть неучтенные изменения в конструкции и при этом действующую диагностическую карту. Водителям придется отвечать, почему у них, к примеру, стоит газобаллонное оборудование и другой двигатель, а в диагностической карте таких данных нет. Дальше возбуждается дело, аннулируется карта, а машину могут даже снять с регистрации», — предупредил генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.