Громкие автомобильные аварии на Садовом кольце в Москве с выездом на встречную полосу подняли вопрос о необходимости установки разделительных ограждений. Сейчас встречные потоки многополосной улицы протяженностью около 16 км разделены только дорожной разметкой с широкой двойной сплошной. По разделительной полосе нередко поток обгоняет спецтранспорт с мигалками, кроме того, иногда автомобилисты выезжают на разделительную полосу в нарушение ПДД, чтобы объехать пробки.
Установка разделительных ограждений минимизировала бы последствия обсуждаемых ДТП и предотвратила бы выезды автомобилей на встречную полосу, считает Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Госдумы Александр Васильев («Единая Россия»). При этом он обратил внимание, что разделять потоки можно разными способами: от установки цельных бетонных конструкций до упрощенных пластиковых версий.
«Резонансным авариям предшествовали грубые нарушения ПДД, — напомнил Васильев. — В первом случае это было нетрезвое вождение, во втором — опасные маневры и намеренный выезд на встречную полосу. Если бы в этом месте стоял отбойник, автомобили не оказались бы на встречной полосе. Но надо понимать, что отбойники и разделительные ограждения могут быть разными: есть и тросовые ограждения, и железобетонные блоки, например, «Нью–Джерси». Последние можно встретить на МКАД или на ТТК. Есть еще и пластмассовые конструкции, которые от выезда на встречную полосу, конечно, не защитят, но их можно использовать так, чтобы ездить по двойной сплошной в центре просто неудобно».
Васильев оценил уровень безопасности на Садовом кольце при помощи международной системы iRAP (Международная программа оценки дорог) и назвал его довольно низким.
«Это система оценивает установленное скоростное ограничение, количество транспорта на дороге, сколько там пешеходов, велосипедистов, насколько она хорошо освещена, и так далее, и на основании этого выдает звезды от одной до пяти, — объяснил Васильев. — Сейчас на Садовом можно получить не больше одной звезды. Но эта методика у нас не применяется, а оценивается по менее объективным, на мой взгляд, Отраслевым дорожным нормам (ОДН).
О необходимости в целом снижать скорость на Садовом кольце до 50 км/ч заявил Autonews.ru руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.
«Садовое кольцо — это улица, а не магистраль, сейчас здесь действует скоростной режим 60 км/ч, но его разумно снизить до 50 км/ч, и, например, делать больше пешеходных переходов, — считает Шумский. — Да, это не защитит от таких резонансных ДТП, но надо понимать, что невозможно везде поставить «защиту от дурака» — можно установить отбойник, а лихачи тогда вылетят на тротуар. Нельзя же еще и тротуары огородить. Поэтому я выступаю за замедление потока, это бы в целом снизило аварийность».
Шумский отметил, что на улицах разделительные тяжелые блоки обычно не используют — они в первую очередь подходят для магистралей. Для повышения мер безопасности он предложил все-таки локально огораживать проблемные места, с крутыми поворотами. Например, устанавливать там деревья в тяжелых кадках, которые внутри могут быть железобетонными.
Садовое кольцо — это улица, и установка разделительных барьеров на ней просто не предусмотрена инженерно-техническими требованиями, объяснил эксперт по урбанистике, профессор ВШЭ и директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.
«Ставить на обычных улицах барьеры — бессмысленно, нас засмеют, — заявил Autonews.ru Блинкин. — Вот ТТК — это магистраль, и там в этом плане все сделано по правилам. В случае с Садовым кольцом вопрос не в барьерном ограждении, а в том, что на улице с ограничением движения 60 км/ч все едут 80 км/ч благодаря давно устаревшему нештрафуемому порогу скорости. Давайте разберемся со скоростью, вместо того, чтобы строить ненужные стены».
О том, что встречные потоки на Садовом кольце и других подобных трассах должны быть разделены отбойниками, сразу после недавнего резонансного ДТП с участием блогера предложили в ЛДПР.
«Встречные потоки на таких трассах, как Садовое кольцо, должны быть разделены отбойниками для того, чтобы минимизировать риск выезда на полосу для встречного движения», — заявил замруководителя фракции, глава комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Однако в Департаменте транспорта столице и в Центре организации дорожного движения такой вопрос даже не рассматривают, рассказал ранее в эфире радио «Говорит Москва» начальник ситуационного центра Александр Евсин.
«Сейчас такой вопрос не рассматривается в порядке тех мероприятий, которые проводятся департаментом транспорта, центром организации дорожного движения. Но, действительно, многие эксперты и многие люди считают, что необходимо разделить полосы. Но с учетом сохранения городской среды, чтобы это не выглядело, как магистраль, например, можно сделать кустарник с бетонными краями», — сказал Евсин.
Ранее в начале июня 2020 года после аварии с участием актера Михаила Ефремова вице-мэр Москвы Максим Ликсутов рассказал, что на Садовом кольце не планируется устанавливать отбойники.
«Если человек садится за руль пьяным и позволяет себе это делать, никакие отбойники не спасут от таких трагедий, которая случилась с артистом Ефремовым», — сказал Ликсутов в интервью «Форбс». По его словам, убеждение в том, что отбойники могут защитить от пьяных водителей, — «это иллюзия, которой точно верить не надо».
По словам чиновника, отбойники обязательно будут на скоростных магистралях, поскольку в этом случае они учитываются в проектной документации. Однако нельзя «повесить колючую проволоку по Садовому кольцу и сказать, что все, теперь мы защищены», — объяснял вице-мэр.
«Мировой опыт доказал, что подобное решение — отбойник, колючая проволока и что-то подобное — не защищает других участников дорожного движения от таких нарушителей, как Ефремов, который пьяным сел за руль», — говорил Ликсутов.