С прошлого года на Центральной кольцевой автодороге работает система free flow. Так называемые ворота свободного потока фиксируют номер автомобиля и формируют счет за проезд. Водителям не надо останавливаться возле пунктов оплаты и снижать скорость. После проезда платного участка автомобилисты должны в течение пяти дней оплатить проезд по ЦКАД через сайт «Автодора». Однако многие водители не платят: кто-то делает это намеренно, а кто-то все еще не понимает или не знает, как работает система.
По некоторым участкам ЦКАД долги копятся с прошлого года. Но основная база формируется с января, поэтому уже как минимум четыре месяца за некоторыми автомобилями, которые постоянно ездят по ЦКАД, числятся долги, о которых собственникам не сообщают по официальным каналам.
Рассылать «письма счастья» с помощью камер должен был Ространснадзор. Однако юридически у ведомства пока нет прав на это действие, хотя Госдума еще в декабре 2020 года приняла закон о штрафах за безбилетный проезд по платным трассам как раз с привязкой к системам free flow. Долги по ЦКАД также не отображаются ни в одной из государственных систем, по которым проверяют машину при покупке — это базы данных ГИБДД, ФНС и залоговые базы банков.
Пострадать от этой ситуации могут посторонние люди. Например, вместе с машиной покупатель рискует приобрести и хвост из штрафов-невидимок. «Автодор» копит информацию и обещает разослать ее владельцам машин. Как сообщили Autonews.ru в пресс-службе компании «Автодор», данные нарушителей проезда по ЦКАД формируются с 11 января 2021 года, то есть со вступления в законную силу изменений в КоАП.
«Одновременно формируется база данных неоплативших проезд с 11 ноября 2020 года, срок исковой давности по которому составляет 3 года и будет взыскиваться в установленном законодательством Российской Федерации порядке с использованием механизма взыскания ФССП. Подавляющее большинство пользователей — законопослушные граждане, и они при отсутствии транспондера оплачивают задолженность по оплате проезда в течение установленных законодательством 5 дней», — сообщили в компании.
Autonews.ru также пообщался с юристами и выяснил, насколько законно взыскивать долги без штрафов.
Если водитель пользуется платными участками дорог, то закон дает ему два варианта оплаты. Первый — при барьерном въезде в начале платного участка и в его конце стоят шлагбаумы и пункты оплаты. Только после оплаты шлагбаум пропускает автомобиль. Второй вариант — безбарьерный въезд, когда проезд фиксируют электронные средства регистрации. Об этом напомнил юрист Европейской юридической службы Орест Мацала.
«Если водителю обеспечена возможность заблаговременного получения информации о том, что он въезжает на платный участок дороги, но он эту плату не вносит, то его могут привлечь к ответственности по ст. 12.21.4. КоАП РФ — штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей», — объяснил Мацала в беседе с Autonews.ru.
Как правило, за нарушениями на платных участках дорог следят камеры автоматической фиксации. Срок, в течение которого собственнику автомобиля может быть выписан штраф, составляет два месяца. Как только такой штраф выписывается, закон отводить всего три дня на его отправку владельцу машины. Однако в ситуации с ЦКАД штрафы пока не оформляют, а за машиной копятся только долги по оплате проезда.
Если указанные выше сроки прошли, то выписать штраф за пределами этих сроков уже невозможно, и административной ответственности бояться не стоит, объяснил Орест Мацала.
«Но я однозначно рекомендую отслеживать свои штрафы и долги. Проверять штрафы нужно как на сайте ГИБДД, так и на портале Госуслуг. Также желательно отслеживать свои долги на сайте судебных приставов. Если собственник автомобиля своевременно увидит штраф и внесет плату за проезд в течение 20 дней, то сможет избежать штрафа», — пояснил юрист.
То есть собственникам машин, которые проезжали по ЦКАД за последние два месяца, лучше самостоятельно отслеживать наличие долгов за проезд, чтобы избежать возможного штрафа. Речь идет именно о двух месяцах, которые отводятся законодательно для вынесения штрафа.
«У должностного лица есть ограниченный двухмесячный срок для вынесения постановления. Ни днем больше. Прошел срок, ушел и шанс наказать нарушителя. Если постановление будет вынесено в установленный срок, а собственник машины не обжалует его, то штраф вступит, в силу и в течение шестидесяти дней его нужно оплатить, либо взыщут штраф уже приставы», — пояснил правозащитник.
Неоднозначная ситуация с ЦКАД вызвала беспокойство среди автомобилистов. Покупателей на вторичке стали предупреждать о невидимых штрафах и о том, что можно купить совершенно чистую по базам ГИБДД и Госуслуг машину, но с долгами за ЦКАД, которые перейдут к новому владельцу. Адвокат Европейской юридической службы Орест Мацала заверил, что это не так.
«Если покупатель перед покупкой проверил автомобиль по базе ГИБДД на наличие запретов и ограничений, посмотрел сведения в реестре залогов движимого имущества и не нашел обременений, проверил продавца по базе приставов и долгов не обнаружил, то с относительным спокойствием можно заключать договор», — объяснил Мацала.
По его словам, штрафы ни при каких обстоятельствах не перейдут на покупателя вместе с автомобилем. Это юридически невозможно. Если же такая коллизия все-таки произойдет, то такой штраф легко обжаловать.
«Готовится жалоба начальнику того, кто вынес штраф, либо в суд и совершенно бесплатно. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие, что право собственности возникло после фиксации нарушений, и штраф должен быть отменен», — уверен юрист.
По словам представителя «Автодора», в случае неоплаты проезда к административной ответственности привлекается собственник машины, и проблем с долгами бывшего собственника не будет. Вместе с тем в компании уточнили, что лучше всего написать уведомительное заявление оператору ЦКАД о смене собственника.