Новый сервис под названием «Рули», позволяющий сдать автомобиль в аренду близким друзьям и знакомым, начал работать в Москве. До запуска он уже получил неофициальное название «Народный каршеринг». Как выяснил Autonews.ru, пока речь идет о тестовом режиме — проверить функции и удобство сервиса на себе смогут первые сто участников-тестировщиков, которые успеют раньше всех зарегистрироваться в системе и пройти условия отбора.
Как рассказали Autonews.ru в Департаменте транспорта, работать приложение будет так: пользователю нужно будет скачать мобильное приложение «Рули» и зарегистрироваться в нем. Когда автовладельцу машина окажется не нужна, (например, он решит уехать в отпуск или же он просто уверен, что в ближайшее время не сядет за руль), в приложении можно будет указать статус автомобиля — «свободен». Все условия и параметры для аренды выставляет сам владелец: это, например, период, в который машину можно забронировать, где ее можно забрать, где припарковать после поездки и, главное, за какое вознаграждение. Все детали бронирования фиксируются заранее в онлайн-режиме.
Глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов объяснил, почему автовладелец сможет сдать автомобиль только своим друзьям и знакомым.
«Сейчас большинство людей воспринимает свой автомобиль как личное пространство. Не каждый готов пустить за руль постороннего, поэтому на первом этапе автовладельцы сами смогут выбирать, кому доверить свою машину из близкого круга знакомых людей», — сказал Ликсутов.
Из этих слов можно сделать вывод, что после успешного тестирования, круг лиц, который сможет получить доступ к машине, будет расширяться по желанию самого автовладельца.
Водители-арендаторы смогут попасть в сервис по своеобразным приглашениям. Так, сам зарегистрированный в «Рули» автовладелец сможет отметить людей из своего списка контактов, которым он готов доверить свой автомобиль. Им придут уведомления, и такие автомобилисты смогут оставить заявку на регистрацию в сервисе в качестве арендаторов. О том, что машина одного из их контактов свободна, пользователи также узнают из оповещения. Так они смогут сравнить возможные варианты и выбрать оптимальный по всем параметрам.
Владельцы будут знать все о своей машине в режиме реального времени — где она находится, какие у нее в данный момент скорость и остаток топлива в баке. Для этого первым ста участникам сервиса власти Москвы бесплатно предоставят телематическое оборудование и модули удаленного доступа к автомобилю. О том, обязательно ли будет такое оборудование для всех последующих после эксперимента участников проекта, в Дептрансе пока не рассказали. Скорее всего, принимать решение о его установке и оплачивать оборудование придется самому автовладельцу.
Если в период аренды временный владелец нарушит ПДД, оплачивать штрафы с камер будет сам нарушитель, а не владелец машины. Дату фиксации административного проступка можно будет легко сравнить с данными по аренде и определить, кто в это время управлял автомобилем. Кстати, льгот при оплате платной парковки у таких водителей не будет.
Первой сотне пользователей департамент транспорта Москвы также предоставит открытый полис ОСАГО на весь срок тестирования сервиса. То есть, ответственность любого водителя будет застрахована в пределах 400 тыс. руб. Но важно помнить, что по ОСАГО ущерб компенсируется только в тех случаях, когда виноват второй участник ДТП. «Поэтому мы рекомендуем тщательно выбирать арендатора среди своих друзей и знакомых, либо самостоятельно оформить полис КАСКО. Полис КАСКО покроет ущерб, если виноват будет арендатор машины. В будущем мы планируем добавить возможность страхования поездок по КАСКО», — объяснил Ликсутов.
После эксперимента автомобилистам придется оформлять открытый полис самостоятельно. Его цена будет зависеть от модели, ее года выпуска и мощности мотора. К примеру, годовой открытый полис на Kia Rio 2021 года обойдется примерно в 20 тыс. руб. Но это без дополнительного параметра о том, что машина будет сдаваться в народный каршеринг. Так, ранее исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев говорил РБК, что в случае участия автомобилиста в «народном каршеринге» он должен будет оформить на машину ОСАГО для неограниченного круга лиц, причем стоимость страховки будет выше, чем для обычного автомобиля, поскольку по статистике ДТП с участием каршеринга происходят чаще, чем с личными автомобилями. При этом в случае аварии при превышении лимита по ОСАГО потерпевшие могут предъявить претензии как водителю (то есть пользователю сервиса), так и владельцу машины.
«Мы создали платформу для упрощения процесса аренды, — рассказал Ликсутов. — Мы не ждем миллионов регистраций сразу. Этот проект — опция, которая должна быть в самом современном городе в Европе. Такие сервисы могут быть и у частных компаний, мы будем этому только рады».
Ликсутов напомнил, что в США несколько лет уже работает сервис Turo: с его помощью в аренду можно взять автомобили на любой вкус и кошелек, договориться об удобном времени и месте получения. «Сегодня каждый из нас легко подбирает услуги под себя. Например, в путешествиях одним комфортнее забронировать отель, другим — квартиру, а некоторые останавливаются у знакомых. Так и с автомобилем — кому-то удобнее взять машину у друга, чем пользоваться прокатом», — уточнил вице-мэр.
По словам Ликсутова, цель запуска проекта — уменьшить число автомобилей в городе, «которые стоят без дела на парковке». К примеру, один автомобиль смогут использовать живущие в одном дворе дружащие между собой семьи. Или же работающие в одном офисе коллеги или друзья.
Кстати, параллельно с Москвой сервис «Рули» заработает в Санкт-Петербурге на аналогичной платформе.