Модернизировать систему взимания штрафов за нарушения ПДД предлагает Министерство юстиции. Деньги со счетов автомобилистов хотят списывать в автоматическом режиме и без участия судебных приставов. Как заявил заместитель главы Минюста Евгений Забарчук, до конца этого года может быть сформирована основная законодательная база для того, чтобы с 2022 года судебные приставы работали в режиме цифрового исполнительного производства.
В этом материале:
Для чего это нужно
Такая схема позволит судебным приставам проще и оперативнее наказывать рублем злостных нарушителей правил дорожного движения. Сейчас приставы отслеживают водителей с долгами по камерам — анализируют маршруты разыскиваемых автомобилей и места их стоянки. Кроме того, они регулярно проводят совместные с ГИБДД рейды, на которых ищут нарушителей в потоке. По данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), за прошлый год только в столице нашли более 1200 автомобилей с долгами по штрафам. Четверть таких машин было задержано и отправлено на штрафстоянку. В прошлом году судебными приставами было возбуждено 24,8 млн исполнительных производств о взыскании штрафов ГИБДД. С нарушителей в принудительном порядке взыскали 14,5 млрд рублей.
Как идею восприняли водители
Чиновники не замечают гигантскую проблему возврата денег за ошибочные штрафы, считает руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
«Посмотрите на процедуру возврата денег из нашего государства, и вы поймете, что гораздо дешевле будет просто оставить уплаченные деньги за несправедливое, ошибочное наказание, чем месяцами обивать пороги судов и прочих учреждений, расположенных, например, в Больших Вяземах. Вы просто на бензин потратите в разы больше, чем вернете. А что говорить о парковке за 380 рублей в час напротив столичного ГИБДД?», — объяснил свою позицию Шкуматов.
По словам общественника, вся процедура обжалования штрафов слишком сложная. При этом процедура штрафования уже шагнула в 22-й век, когда нейронные сети за миллисекунды обнаруживают малейшее нарушение и тут же списывают цифровые деньги с банковских карт.
Такого же мнения придерживается глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин. По его мнению, схема, предложенная Минюстом, противоречит усилиям других органов власти, таких как Минфин и Центробанк, которые пытаются обелить экономику и перенести все в безналичные платежи.
«Министерство юстиции предлагает абсолютно несовершенную систему сбора денег службой судебных приставов сделать автоматической. Вместо того, чтобы наладить качественную работу приставов. При этом возможностей для оспаривания штрафов у россиян достаточно мало. Со службой судебных приставов работать совершенно невозможно, они просто не берут трубку, даже федеральная служба судебных приставов не отвечает на звонки», — заявил Шапарин в беседе с Autonews.ru.
Эксперт также сослался на последнее исследование компании «Авито», согласно которому большинство российских водителей сталкивались с несправедливыми штрафами с камер.
«Данная реформа создаст только напряженность. А также даст водителям стимулы уходить от использования личных карточек и пользоваться картами членов своей семьи. Потому что история, когда ты не можешь оспорить штраф, а деньги сразу списываются, совершенно несправедлива», — уверен Шапарин.
Что говорят юристы
Подобные новости носят односторонний характер в пользу государства, так как изъятие денег у граждан упрощается постоянно, отметил ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.
«Увеличиваются суммы взыскания исполнительского сбора, применяются процедуры запрета на регистрационные действия в отношении автомобилей за минимальные задолженности. В последствии, оплачивая штраф, приходится устраивать настоящие юридические баталии с приставами-исполнителями, чтобы снять запреты и ограничения», — рассказывает юрист.
По его словам, рычаги давления на граждан по взысканию образовавшихся долгов регулярно совершенствуются. Однако никто не берет в расчет то обстоятельство, что мобильность граждан и загруженность сильно возросла. Имея регистрацию в одном регионе, человек может много времени проводить в другом. Подобное часто приводит к тому, что при фиксации нарушения на камеру, работающую в автоматическом режиме, постановление направляется туда, где нарушителя в конкретный промежуток может и не быть.
«В потоке личных забот водитель может просто не успевать отслеживать свои нарушения по сайтам ГИБДД или Госуслуг. Неудобно обжаловать штрафы. Тяжело возвращать деньги по взысканным, но отмененным штрафам. Да и за рулем может быть совсем не собственник автомобиля. Мне кажется, что законодательной и исполнительной ветвям власти нужно запустить движение в двухстороннем направлении», — предложил Орест Мацала.
Как предложение Минюста можно доработать
Озвучивая инициативу об упрощенном взыскании штрафов, по мнению юриста, нужно доработать. Орест Мацала пояснил, что если взыскание штрафов до 5000 рублей будет происходить в режиме автоматического списания средств со счетов, то важно учесть несколько серьезных факторов.
Первое — не применять взыскание исполнительного сбора в отношении штрафов, по которым произведено автоматическое списание средств. Второе — не применять запрет на регистрационные действия в отношении автомобиля при наличии штрафов, подлежащих взысканию в автоматическом режиме. Третье и самое важное — предусмотреть автоматический возврат взысканных средств на тот же счет в кротчайшие сроки, без дополнительной бумажной волокиты, в случае отмены штрафа.
«Важно также предусмотреть механизмы моментального получения удаленного доступа к сведениям о сумме списания, дате, месте правонарушения, копии постановления, а также фото и видео материалу с моментом нарушения, чтобы не ходить по кабинетам с бумажными заявлениями в поисках причин удержания денег. Если инициатива Минюста будет совмещена с подобными дополнениями, то к ней можно относиться исключительно положительно», — считает правозащитник.