На прошлой неделе американский предприниматель Илон Маск во время выступления по видеосвязи в рамках форума «Новое знание» заявил о вероятности скорого выхода компании Tesla на российский рынок.
«Я полагаю, что Tesla уже скоро будет в России. И нужно смотреть шире, в том числе на Казахстан и остальные страны СНГ», — отметил бизнесмен.
При этом заявление вызвало очень много вопросов, ведь автомобили с эмблемой в виде буквы «Т» и без обещаний Маска давно стали не такой уж диковинной редкостью на дорогах больших городов.
Разве автомобили Tesla в России сейчас не продают?
Официально американская марка на отечественном рынке не присутствует, однако новые автомобили Tesla доступны для покупки в России. К примеру, с 2013 года поставками электромобилей в нашу страну занимается компания Moscow Tesla Club, которая также осуществляет сервисное обслуживание машин. На данный момент для заказа доступны все актуальные модели автопроизводителя: лифтбеки Model 3 и Model S, а также кроссоверы Model X и Model Y.
Самый доступный автомобиль в лице Model 3 обойдется в 4,4 млн рублей. Кроме того, некоторые компании предлагают автомобили Tesla в аренду: как на кратковременную, так и на долгосрочную сроком до одного месяца. Наконец, на различных онлайн-площадках можно найти порядка сотни объявлений о продаже подержанных электрокаров из США.
Так или иначе, пока автомобили Tesla в Россию везут лишь частные предприниматели и энтузиасты. С официальным выходом компании на российский рынок в стране должны быть построены фирменные шоурумы и станции технического обслуживания.
А где их подзаряжать?
Уже почти 10 лет Tesla развивает собственную сеть 480-вольтовых быстрых зарядных станций Supercharger, количество которых во всем мире уже превышает 2,5 тыс. единиц. Однако На данный момент ближайшие к нам действующие станции Supercharger есть в польской Варшаве и на подъезде к финскому Хельсинки. При этом, судя по глобальной карте Tesla, американцы планируют в скором времени открыть как минимум пять фирменных электрических «заправок», которые должны начать действовать в Подмосковье, а также в Тверской, Новгородской и Ленинградской областях.
Ну, а пока быстрые станции Supercharger до нас не добрались, владельцам Tesla приходится пополнять запас аккумуляторов или дома, или на различных уличных зарядках, число которых в больших городах России постепенно увеличивается.
Построит ли Tesla завод в России?
Во время своего выступления Илон Маск допустил возможность строительства собственного предприятия на территории России. Вскоре после этого заявления главы сразу нескольких регионов предположили предпринимателю разместить завод у себя. Так, губернатор Московской области написал по-английски в своем Twitter о том, что «Подмосковье — это лучшее место для завода Tesla с лучшей логистикой и специалистами», а также отметил, что «тут уже выпускают машины Mercedes». Кроме того, с подобными обращениями в Маску через соцсети выступили руководители еще нескольких регионов, в том числе Калужской и Калининградской области.
Позже бывший вице-премьер, председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович заявил, что намек Маска на вероятность строительства завода Tesla в России не стало для него неожиданностью. В эфире программы «ЧЭЗ» на телеканале РБК государственный деятель сказал, что подобные вопросы обсуждаются с американцами вот уже в течение двух лет. Он также предположил, что в случае удачного развития проект, площадку для строительства производственных мощностей выберут в Центральном федеральном округе — поближе к большим городам.
Какие перспективы у Tesla на отечественном рынке?
На данный момент процент электрокаров на российских дорогах ничтожно мал — по ним ездит около 10,8 тыс. машин с «зелеными» силовыми установками (данные «Автостат»). Более 80% (около 9 тыс.) из них приходится лишь на одну модель — относительно доступный Nissan Leaf, который считается первым массовым электрокаром в современной истории. На долю Tesla пока выпадает лишь чуть более 6% от всего отечественного парка электромобилей — почти 700 ед. Model 3, Model S, Model X и Model Y. При этом продажи с каждый годом увеличиваются: к примеру, в прошлом году только электрокаров Model 3 в России было продано 110 экземпляров.
Директор «Автостата» Сергей Удалов в разговоре с РИА «Новости» предположил, что Tesla найдет своего покупателя после старта официальных продаж, однако не сможет конкурировать с относительно бюджетными электромобилями вроде Nissan Leaf. По мнению эксперта, продажи будут на уровне других премиальных электромобилей вроде Audi e-tron. В 2020 году немецкий «зеленый» кроссовер, вышедший на рынок только прошлым летом, разошелся в России тиражом в 134 единицы.
С кем будет конкурировать Tesla в России?
Именно с электрокарами европейских премиальных марок и будут соперничать машины марки Tesla. На данный момент этот сегмент у нас официально представлен лишь несколькими моделями: Audi e-tron и кросс-купе e-tron Sportback (от 6,5 млн руб.), Jaguar I-Pace (от 6,9 млн руб.) и лифтбеком Porsche Taycan (от 6,8 млн руб.). Впрочем, в скором времени количество автомобилей на батарейках, доступных на рынке, должно существенно увеличиться. Скажем, BMW планирует привезти в Россию кроссовер iX и седан i4, Audi расширит свою линейку за счет нового e-tron GT, а Porsche начнет поставки «выского» универсала Taycan Cross Turismo.