— В последние годы модельный ряд Mercedes не просто расширяется, а в буквальном смысле разделяется на несколько направлений, включая полностью электрические модели. Как в дальнейшем будет меняться марка и что предполагает новая стратегия развития?
— Да, действительно, мы недавно начали пересматривать в значительной степени нашу стратегию дальнейшего развития. Если говорить о сроках ее реализации, то на выполнение этих глобальных задач у нас заложено два достаточно длительных временных отрезка. Первый из них рассчитан до 2030 года, а второй — до 2039-го. На текущем этапе мы для себя определили шесть основных столпов новой стратегии.
Первый и, пожалуй, основной — это думать и действовать как бренд класса люкс.
Второй — это развитие суббрендов Maybach, AMG, EQ и G-Класс. Почему мы решили их развивать в отельные семейства? Причина тривиальна: сегмент автомобилей класса люкс, где каждый из этих суббрендов представляет свое направление, растет и развивается значительно более высокими темпами, чем какой-либо другой в авторынке. И мы прогнозируем, что в ближайшие 10 лет он будет расти в три или даже в четыре раза интенсивнее, чем весь автомобильный рынок в целом.
Ну и третье, на чем мы хотим сфокусироваться, — это специализированное программное обеспечение для автомобилей. Хотим занимать лидирующую позицию в теме электрической мобильности, а также в разработке программного обеспечения для различных систем автомобилей. Потому что в машины интегрируется все больше электроники и водительских ассистентов, для которых требуется продвинутый «софт». И очень важно иметь это направление в приоритете и создавать специальное программное обеспечения. Причем я хочу заметить, что наши разработки будут использоваться исключительно в наших машинах, и мы не собираемся предлагать их как готовые решения для других участников рынка
— Как эта новая стратегия будет осуществляться на российском рынке с учетом специфики нашей страны вроде непростых климатических условий и огромной территории?
— Отвечая на этот вопрос, необходимо вернуться к основным пунктам нашей глобальной стратегии. Первая и основная задача — это позиционирование марки, как бренда класса люкс. И Россия — одна из наиболее подходящих стран для товаров и продуктов этой категории.
Мы уже сейчас занимаем лидирующие позиции в сегментах рынка, где представлены наши AMG-модели, автомобили суббренда Maybach и G-Сlass. Так что рамках нашей стратегии подобное позиционирование станет естественным развитием нашей марки на российском рынке.
Если же говорить о других специфических аспектах, в частности, о масштабах страны, то мы возлагаем большие надежды на цифровые технологии и современные инструменты продаж.
Например, что касается клиентского опыта, то в люкс-сегменте это всегда будет выбор клиента, каким путем знакомиться с продуктом. Будь то физический контакт с автомобилем или онлайн-ознакомление. В любом случае, на всех этапах — от начальной стадии выбора автомобиля до непосредственной сделки по покупке — мы будем сопровождать его высочайшим сервисом. Потому что практически все инструменты для этого у нас уже есть или появятся в ближайшем будущем.
— А если говорить о текущем состоянии российского автомобильного рынка, то какие у вас ожидания по этому году? Может ли он вновь вернуться к росту, а продажи Mercedes, например, достигнут уровня допандемийного 2019 года?
— Вы наверняка знаете, что мы, как и все автопроизводители, присутствующие на российском рынке, объединены в ассоциацию европейского бизнеса AEB. И внутри этой ассоциации совместно с другими участниками все время обсуждаем этот вопрос и даже составляем какой-то общий прогноз на грядущие периоды. И вот сейчас общий прогноз AEB по росту всего российского авторынка по отношению к 2020 году составляет порядка 2,3-2,5%. И я убежден, что премиум-сегмент и сегмент автомобилей класса люкс продемонстрирует еще более динамичный рост.
Наши ожидания на данный момент состоят в том, что мы достигнем показателей 2019 года и, возможно, даже немного превзойдем его. Тем более, что наши оптимистичные ожидания на этот год пока что подтверждаются достаточно успешным стартом 2021-го. Первый квартал мы закрыли с 10-процентным ростом продаж по отношению к прошлому году. И это притом, что первый квартал 2020-го был сильным, ведь локдаун в России начался лишь в апреле.
— Вы только что в рамках ПМЭФ представили не только новую стратегию развития марки, но и первый электромобиль Mercedes для России — седан EQS. Однако среди прочих премиальных производителей вы одними из последних приходите в Россию с электрической линейкой автомобилей. С чем связана такая задержка?
— Изначально мы планировали сделать это раньше. Два года назад мы собирались представлять на российском рынке среднеразмерный кроссовер EQC, который на тот момент был первым и еще единственным полностью электрическим Mercedes. Но затем мы отказались от этого плана в первую очередь ввиду ожидания выхода EQS.
И, опять же, мы постоянно анализировали, какая из моделей лучше всего подойдет авторынку на текущем этапе. Стало понятно, что именно EQS, как флагман электрической линейки, наилучшим образом соответствует российскому рынку. Ведь эта машина класса люкс, которая демонстрирует новый уровень наших технологий. И именно такой автомобиль должен быть первым электромобилем Mercedes на российском рынке.
Мы наблюдали за тем, как на различных других рынках поддержка государства развитие инфраструктуры для электромобилей способствовали огромному спросу, например, в Норвегии или в Китае. А в России на тот момент подобной поддержки было недостаточно.