С 7 июня 2021 года вступили в силу новые поправки в КоАП, позволяющие не пропускать через границу автоперевозчиков с неоплаченными штрафами ГИБДД и даже задерживать их. Закон № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» [1] разработал Минтранс.
Что теперь грозит иностранным дальнобойщикам со штрафами ГИБДД
Если при пересечении российской границы иностранным грузовиком или автобусом окажется, что за ним числятся неуплаченные штрафы ГИБДД, водителю дадут три часа на их погашение. Иначе пересечь границу транспортное средство не сможет. Согласно тексту поправок, принадлежащее иностранному перевозчику транспортное средство, на которое был получен штраф, задерживается при выезде с территории России в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, до устранения причины задержания и уплаты административного штрафа. В этом случае, как уточнили участники отрасли, на колеса устанавливают блокираторы.
Как будут проверять наличие долгов
Поправки в КоАП были нужны, чтобы улучшить взаимодействие между разными таможенными постами, где производится контроль въезда и выезда грузовиков. А также для того, чтобы узаконить использование блокирующих устройств.
Как объяснил Autonews.ru директор Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль, до этого момента проконтролировать оплату штрафов и получить точные данные о перевозчике-должнике можно было только если фура заехала и выехала через один и тот же пункт таможенного контроля. А происходит так далеко не всегда. Этим и пользовались водители, зная, что данные о штрафах уходят в никуда.
«Иностранный водитель при заезде на территорию России оформляет на фуру самый важный для него документ — декларацию ввоза транспортного средства. В ней указаны все данные о перевозчике, включая его адрес, куда в дальнейшем можно направить штраф, — объяснил Коваль. — Этот же документ нужен для завершения транзита. Если место заезда и выезда совпадают, а данные о штрафах ГИБДД уже обновились в системе, то, конечно, отследить их несложно. Такая система работает и сейчас. Водителям предлагают оплатить прямо на таможне через терминалы. Но тут две проблемы: данные о штрафах в системе появляются не оперативно, кроме того, пункты въезда и выезда часто отличаются».
Например, фура въезжает в Россию через Беларусь, а выезжает через Бурачки — таможенный пост на границе с Латвией. И туда, по оценке Коваля, не доходят данные о том, были ли нарушения ПДД на территории России. Теперь же, как считает Коваль, таможенные посты смогут обмениваться этой информаций. Однако, по мнению эксперта, система заработает, только если данные по штрафам будут обновляться быстро. А также, если любой инспектор ГИБДД или сотрудник Ространснадзора сможет оперативно проверить наличие заложенностей при остановке и проверке грузовика.
Довольно часто, по словам Коваля, не платят штрафы водители из стран Прибалтики и Польши. Также к этому списку он добавляет перевозчиков из Евразийского экономического союза.
«Пока со штрафами ГИБДД в случае с иностранными перевозчиками система работает, как и с армянскими номерами — задерживать и оформлять штрафы получается только если отлавливать их вручную. Нет рейда — перевозчики могут ездить спокойно. Проблема похожа», — считает участник отрасли.
Что касается блокираторов, то, по словам Коваля, такие устройства используют большинство европейских стран. В России же такой законодательной нормы не существовало. «Это общемировая практика — водителя отпускают, а машины задерживают до предъявления квитанций об оплате и разрешении ответственного органа», — уточнил Коваль.
Он сомневается, что к 7 июня новую систему получилось настроить. «Нужно будет еще подождать, — заявил Коваль. — Проблему пытаются решить уже больше 20 лет. Иногда бывает, что все-таки про штрафы узнают, но происходит так не всегда и от чего зависит — непонятно. Недавно у всех перевозчиков на два дня полностью отключилась система с тахографами. Что уж говорить про штрафы ГИБДД».
Кроме того, по данным Ассоциации транспортных экспертов и специалистов, есть и пробелы в оплатах проезда по трассам в рамках системы «Платон». Водители применяют разные технические приемы, чтобы камеры не могли считать о них информацию.
В пресс-службе системы «Платон», тем не менее, на это возразили. Там заявили, что за время работы госсистемы «Платон» бюджет пополнился почти на 150 млрд руб., включая взысканные Ространснадзором штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей.
«Указанная статистика и данные системы контроля, охватывающей все федеральные трассы, подтверждает, что все работающие на федеральных трассах перевозчики зарегистрированы в «Платоне», — сообщили в «РТ-Инвест транспортные системы», в чьем ведении находится «Платон».
Можно ли иностранных водителей легковушек обязать платить штрафы
Обычные водители-иностранцы сейчас точно также обходят систему оплаты штрафов. При этом Коваль уверен, что подход с проверкой фур можно перенести и на иностранные легковые автомобили.
«Иностранцы также заполняют документы по ввозу транспортного средства. И отследить накопленные ими штрафы можно — тут нужен двойной контроль, и таможенный, и со стороны ГИБДД», — резюмировал Коваль.
В 2019 году в МВД признались, что у них нет необходимых полномочий для того, чтобы рассылать штрафы нарушителям с иностранными номерами. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказывали в пресс-службе ведомства. Поводом стала жалоба главы столичного Департамента транспорта Максима Ликсутова на отсутствие возможности отправлять нарушителям постановления о штрафах, выписанных при помощи камер фотовидеофиксации. Он рассказал, что Госавтоинспекция выносит всего 1% штрафов от всех зафиксированных правонарушений.
Тогда позицию чиновника поддержали в «Автодоре». Там в качестве примера привели опасный участок трассы М1 «Беларусь» в Смоленской области, где доля ДТП с участием иностранных граждан в 2018 году достигла 50% (на этом направлении традиционно много автомобилей с белорусскими и европейскими номерами). При этом, по словам представителя госкомпании, привлекать к административной ответственности водителей иностранных государств, используя автоматические комплексы фиксации, не получается. Однако в ответ на новый запрос Autonews.ru в «Автодоре» рекомендовали переадресовать вопросы к Ространснадзору и ГИБДД.