В России продолжается дефицит новых машин, связанный с перебоями поставок. В таких условиях дилеры продолжают навязывать дорогое дополнительное оборудование при покупке, а в противном случае просто отказывают в продаже. В сети обсуждают необычный способ вернуть деньги за допы, связанный с постановкой машины на учет в ГИБДД. Autonews.ru выяснил, работает ли такая схема.
Откуда взялась проблема с допами
Дефицит автомобилей на российском рынке настолько острый, что нередко к рекомендованной розничной стоимости автомобиля дилеры прибавляют от 200 тысяч до 1 млн рублей в зависимости от модели.
Сегодня российское законодательство не защищает покупателя от дилерской наценки с допоборудованием. Единственной зацепкой для клиента может стать зафиксированная письменно цена (причем даже в мессенджере). Но если дилер открыто говорит, что по прайс-листу машина стоит 2 млн рублей, а сам продает ее за 3 млн рублей с допоборудованием, то нарушений здесь на самом деле нет.
«По факту спрос таков, он позволяет торговать на этом уровне маржинальности. Текущий спрос порождает такой уровень цен, и они не станут меньше. Цены являются компенсирующим фактором соотношения спроса и предложения», — объясняет позицию дилеров руководитель группы компаний «Прагматика» Владислав Рыдаев.
Внесение изменений в конструкцию
Согласно растиражированной схеме, дополнительное оборудование от дилера (например, нештатная спутниковая сигнализация) считается внесением изменений в конструкцию, что запрещено без одобрения типа ТС в специальной лаборатории. И если собственник машины во время госрегистрации в ГИБДД перечислит там свое допоборудование, то инспектор, якобы, откажет ему в постановке на учет, сославшись как раз на изменение в конструкции.
После этого собственнику с отказом в регистрации предлагают вернуться обратно к дилеру, объяснить ситуацию и снять оборудование. Далее дилер должен вернуть клиенту стоимость всех установленных опций. После того, как информация разошлась по автомобильным пабликам, многие водители забеспокоились, что в случае покупки у дилера допоборудования им может быть отказано в постановке машины на учет в ГИБДД.
Что об этом говорят в МВД
Как выяснил Autonews.ru, в реальности ситуация с допоборудованием и регистрацией обстоит иначе. В ответ на запрос представители МВД России разъяснили правила регистрации автомобилей и заверили, что никаких угроз с отказом в данной процедуре для автомобилей с дилерским допоборудованием быть не может.
В соответствии с положениями Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», внесение изменений, не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства, действительно регулируются особым образом. Но здесь есть важный нюанс.
«Данные о заявленной изготовителем конструкции должны быть основаны на официальной информации, которая содержится в одобрении типа транспортного средства, руководстве по его эксплуатации либо может быть получена из источников, обладающих официальной информацией об автомобилей, в случаях отсутствия указанных документов. К таким источникам могут быть отнесены: изготовитель автомобиля, представитель изготовителя или иное уполномоченное ими лицо (например, официальный дилер), а также орган по сертификации или испытательная лаборатория», — объяснили в МВД России.
То есть официальный дилер как раз является тем самым источником, который обладает информацией о конструкции автомобиля. И оборудование, которое дилер устанавливает уже после выхода машины с завода, не может стать причиной отказа в государственной регистрации.
«Таким образом, установка дополнительного оборудования не является внесением изменений в конструкцию», — резюмировали в МВД.
Одобрение типа ТС в лаборатории
В МВД также напомнили, что в некоторых случаях собственники автомобилей все-таки могут столкнуться со сложностями во время регистрации в ГИБДД. Однако это касается машин, конструкция которых была изменена самим собственником после выезда из дилерского центра. Например, проблемы могут возникнуть в случае установки на автомобиль дисков не того размера или фаркопа, а также нештатного багажника и любых других элементов тюнинга.
«Решение о возможности таких изменений принимается уполномоченным должностным лицом Госавтоинспекции в каждом конкретном случае по результатам рассмотрения заявления и предоставленных документов. Внесение изменений в конструкцию необходимо легализовать, то есть пройти предусмотренные процедуры, а также внести соответствующую информацию в реестр транспортных средств и документы автомобиля», — уточнили в МВД России.