Вопросом получения возможных штрафов озадачились автомобилисты, проезжающие по дорогам со стертой на время ремонтных работ разметкой. Ситуация простая: перед глазами широкое дорожное полотно без размеченных полос, а навигационная система предупреждает об автоматическом контроле. Еще более сложный случай: справа вдруг возникает выделенная полоса для общественного транспорта, за которую штрафуют на 1500-3000 рублей в зависимости от города. Может оказаться так, что водитель не заметит висящий над выделенкой «кирпич», а из-за отсутствия разметки окажется на запрещенной территории. Оказывается, в местах ремонта в зависимости от ситуации власти отключают камеры, чтобы избежать спорных ситуаций.
Работу камер корректируют только после получения данных о ремонте
Как рассказали Autonews.ru в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД), все ремонтные работы с занятием проезжей части в столице должна согласовывать Комиссия по ограничению или прекращению движения транспортных средств.
«Благодаря этому мы получаем информацию о дате проведения ремонта и корректируем работу комплексов фото-видеофиксации: отключаем камеры или перенастраиваем в зависимости от того, как меняется организация дорожного движения», – объяснили в ЦОДД.
При этом, если работы не согласовывали или разметка стерлась, водители все равно не получат штраф, заверили в ведомстве. Дело в том, что на этапе первичной обработки материала с камеры техник ЦОДД проверяет фактическое состояние проезжей части. Если разметка не видна, например, при администрировании проезда по выделенным полосам, пересечении сплошной, то материал в ГИБДД для оформления штрафы не передают.
«Если подобные материалы продолжают поступать продолжительное время, комплекс временно отключают», – объяснили в ЦОДД.
Если нет разметки, но висят знаки, то штраф придет
Если на дороге нет разметки, но явно присутствуют дорожные знаки, то состояние проезжей части уже роли не играет. «Если камеры ведут администрирование требований знаков, и они хорошо видны и кадре, и водителю, то состояние проезжей части не берется в расчет, – сообщили в ЦОДД. – Такой материал проходит положительную первичную проверку и передается в ГИБДД для принятия окончательного решения инспектором».
Также в ЦОДД предупредили, что по согласованию с Госавтоинспекцией в аварийно-опасных местах, где проводятся дорожные работы, камеры контролируют скорость согласно временным знакам. Проще говоря, штраф во время ремонта может прилететь и за несоблюдение временного знака желтого цвета – обычно скоростное ограничение на них гораздо ниже потока и автомобилистам может прилететь серьезный штраф даже при скорости 60-80 км/ч.
Эксперт и разработчик ГОСТа для дорожных камер Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru, также рассказал, что дорожные службы должны согласовывать временные изменения схемы организации дорожного движения с владельцем дорог и ГИБДД. Они в свою очередь должны оповещать оператора комплексов для отключения фиксации разметки или внесения изменений в настройки комплекса. Однако эксперт привел множество примеров, когда камеры и в дальнейшем ЦАФАПы ремонтные работы на фотографиях просто. Например, штраф за поворот со второй полосы, хотя левая огорожена и видно нанесение разметки.
«А это водитель объезжает зону перекладки асфальта по полосе дли маршрутных транспортных средств», – привел пример Шухман.
Эксперт уверен, что при всплеске количества автоматических фиксаций должна последовать заморозка автоматической фиксации и оформление материалов до выяснения причин. «Тогда не последует и тысяч штрафов с последующей отменой как это произошло в Подмосковных Химках», – напомнил Шухман. – Тогда на водителей оформили 136 тыс. постановлений за выезд на полосу для общественного транспорта. Автомобилисты в общей сложности заплатили 205 млн рублей, но в последствии в ГИБДД были вынуждены все вернуть».
В Ассоциацией производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» уточнили, что в случае изменения разметки после ремонта комплексы перенастраивают.
«Несоблюдение дорожной разметки квалифицируется как сложный состав. Это значит, что все фотоматериалы с этим нарушением отсматриваются вручную. Фотографии, на которых действительно не было видно разметки, например, из-за ремонта или из-за снегопада – отбраковываются на этапе ручной проверки инспектором ЦАФАПа», – сказали Autonews.ru в ассоциации.
В свою очередь руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский рассказал, что сейчас в Москве действительно много дорожных участков, где из-за ремонта не просто нет разметки, но и снят верхний слой асфальта.
«Недавно я проехал по Варшавскому шоссе, там просто сняли верхний слой дорожного покрытия, и водители даже не могут догадаться, какая тут была разметка. – рассказал Шумский Autonews.ru. – В таком случае отсутствует само событие правонарушения. Какая это полоса, выделенная или обычная, где она – вообще непонятно. Более того, часто после таких ремонтных работ организация движения меняется».
При этом эксперт отметил, что нельзя штрафовать за неразмеченные выделенки, даже если над ними висит «кирпич».
«Да, знак может висеть над дрогой и обозначать выделенку, по которой нельзя ехать. Но полосы-то нет. Кроме того, выделанные полосы могут быть разной ширины, догадаться, где начинается нарушение невозможно. Поэтому такие комплексы должны отключать на время работ. Но я и не встречал ни одного штрафа за разметку, где полос вообще не видно. По той же причине не приходят штрафы, когда идут сильные снегопады», – сказал Шумский.