Получивший за минуту сразу два штрафа за превышение скорости водитель пожаловался на несправедливое, по его мнению, наказание. На постановлениях видно: первый раз на превышении +20-40 км/ч владельца BMW камера поймала в 10 часов 36 минут 13 секунд на улице Нижние Мневники — машина двигалась со скоростью 84 км/ч. Следующая фиксация такой же скорости произошла уже при съезде с этой улицы в 10 часов 37 минут 16 секунд.
«Так с каждого столба скоро будет прилетать по штрафу», — возмутился водитель.
При этом расстояние между камерами оказалось около 1,3 км.
Еще один автомобилист рассказал, что получал «быстрые» штрафы при подъезде к Нижнему Новгороду: первая камера фиксировала нарушение спереди, а расположенный рядом второй комплекс смотрел назад, чтобы проконтролировать, не разогнался ли водитель снова. Разбираемся, как близко могут находиться дорожные камеры и когда можно оспорить полученные подряд одинаковые штрафы.
Насколько близко могут стоять дорожные камеры
Согласно методике Минтранса от 2019 года, минимальное расстояние между комплексами фото-видеофиксации вне населенных пунктов составляет 1000 метров, а в населенных пунктах — 200 метров. Об этом рассказали Autonews.ru в пресс-службе ассоциации производителей комплексов «Око». Там уточнили, что решение о местах установки комплексов принимают в ГИБДД, исходя из показателей аварийности.
«Не исключены случаи, когда несколько очагов аварийности находятся очень близко друг к другу, на расстоянии нескольких сотен метров, и камеры приходится устанавливать перед каждым из них. Альтернативный вариант — «закрытие» таких участков с помощью контроля средней скорости», — сказали в ассоциации.
Иногда, признают представители ассоциации, у водителей может складываться впечатление, что комплексы, фиксирующие один и тот же тип нарушения, стоят через каждые 100 метров. Однако довольно часто, в особенности на широкополосных магистралях, первая камера контролирует, например, левую часть дороги, а вторая — правую. Это объясняется тем, что пока большинство используемых камер технически обеспечивают контроль только 3-4 полос движения. Только самые новое поколение дорожных камер имеют возможность контролировать сразу 6-8 полос.
Кроме того, иногда водители принимают за действующую камеру муляжи. Их, согласно действующим правилам, устанавливают для профилактических целей вместо реальной камеры после перемещения на другую дислокацию, когда очаг аварийности погашен.
В свою очередь эксперт и разработчик ГОСТа для дорожных камер Григорий Шухман отметил, что согласно ГОСТ Р 57145-2016, «зоны контроля различных технических средств автоматической фотовидеофиксации при фиксации одних и тех же видов административных правонарушений не должны иметь общие участки по длине дороги» [1].
Проще говоря две камеры на скорость должны быть разнесены по территории так, чтобы автомобилисту не пришло постановление за превышение из одной точки с двух комплексов. Одновременно с этим, по словам Шухмана, один дорожный комплекс имеет техническую возможность одновременно фиксировать несколько составов нарушений. Если водитель грубо нарушит ПДД под такой камерой, ему придет сразу несколько разных штрафов по разным составам и отменять их оснований нет.
«Если составы независимые, то водитель может получить штраф за каждое отличное нарушение, — сказал Шухман Autonews.ru. — Есть много случаев, когда водителей по одним и тем же материалам одновременно штрафовали и за выделенку, и за пересечение сплошной при выезде с нее или, наоборот, при въезде. Проще говоря, можно зафиксировать видеоряд, а потом прогнать его по всем модулям аналитики, по составу административных нарушений, распознавание которых активировал в комплексе оператор. Соответственно будут выставлены признаки типов нарушений, которые он распознает на этом наборе».
Шухман привел пример, когда водитель теоретически может одновременно получить штрафы за превышение скорости, проезд по выделенке и на красный сигнал светофора, а также разговоры по телефону.