При ввозе в Россию подержанных иномарок покупателям запретят проходить проверку в испытательных лабораториях дистанционно, то есть по фотографиям. Такое же правило распространится и при внесении изменений в конструкцию. Как объяснили Autonews.ru в Росстандарте и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), это связано с введением на обязательной основе ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Нововведение должно было заработать еще год назад — на нем настаивали в Госавтоинспекции.
Что изменится при ввозе автомобилей и при переводе машины на газ?
В настоящее время при ввозе подержанных автомобилей в Россию и в остальные страны Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) покупатели обязаны для постановки на учет получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), уточнил генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.
То же самое касается автомобилей, владельцы которых планируют внести в их конструкцию изменения — установить газобаллонное оборудование или поставить на внедорожник лебедку. Необходимые документы в лабораторию можно подавать удаленно, а визуальную проверку специалисты проводят при помощи фотографий. Автомобиль фотографируют со всех сторон, на снимках должны присутствовать госномера и VIN-номер, кроме того, снимки должны иметь привязку к геолокации.
Теперь же, по новому ГОСТу, все ввозимые подержанные машины должны приезжать в испытательные лаборатории. Равно как и при установке любого дополнительного оборудования, которое требует внесения изменения в конструкцию, пояснил Пархоменко.
«Указанный ГОСТ предусматривает инструментальную проверку поступающих на российский рынок единичных автомобилей в целях оформления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. Процедуры включают идентификацию, измерения габаритов, испытания тормозной системы, шумовых характеристик,установки устройств освещения и световой сигнализации, проверку систем активной и пассивной безопасности», — рассказали Autonews.ru в Росстандарте и в ЕЭК.
Зачем нужно лично приезжать в лабораторию?
По информации Росстандарта, около 10% автомобилей из общего объема импорта транспортных средств оказываются «утопленниками», «конструкторами» или же просто битыми автомобилями, которые выдают за полностью исправные.
«Данные автомобили небезопасны и после введения обязательного применения ГОСТ 33670-2015 с 1 июля 2021 года они не смогут пройти проверку и не попадут на российский рынок. Таким образом, покупатели автомобилей, будут иметь гарантию в приобретении безопасной и качественной техники», — заверили в Росстандарте.
Там добавили, что наибольшее внимание в части подготовки к применению ГОСТ 33670-2015 уделяется авторынку Дальнего Востока. Ведь большая часть импорта подержанных автомобилей поступает в субъекты этого округа, прежде всего через порты Владивостока.
В свою очередь вице-президент Национального союза автомобилистов Антон Шапарин подтвердил, что проблема с утопленниками и перевыртышами при ввозе стоит очень остро.
«При оформлении онлайн заезжало много барахла. Например, на автомобиле должна быть работающая светотехника, но лаборатории этого проверить не могли. Теперь такое ужесточение убьет целый сегмент по восстановлению автомобилей», — поделился эксперт.
В Росстандарте также рассказали, что система станет удобнее для водителей, поскольку позволяет «автоматически и без задержек» переносить данные из ЭСБКТС в электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Так, ранее для оформления ЭПТС требовалось не менее суток для оформления СБКТС, его регистрации и последующего ручного ввода данных в систему ЭПТС. Теперь связанные с этим временные, финансовые и логистические издержи должны быть исключены.
«Кроме того, большинство лабораторий получили либо планируют получить аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА) для проведения технического осмотра и оформления диагностической карты. Таким образом, автомобиль при передаче владельцу из лаборатории будет сопровождаться всеми необходимыми документами для его госрегистрации», — сообщили в Росстандарте.
Станет ли получение СБКТС дороже?
«Из-за ужесточений на рынок действительно будет ввозиться меньше разного рода утопленников. Но если механизм надзора станет слишком жестким и фотофиксацию все-таки введут, процедура станет значительно дороже из-за необходимости осматривать каждый автомобиль вживую и по причине низкой пропускной способности лабораторий», — прогнозирует руководитель испытательной лаборатории Юрий Пархоменко.
Например, сейчас при оценке единичных транспортных средств, то есть созданных в единичных экземплярах действуют следующие расценки. Получение СБКТС на самодельный прицеп стоит 10-15 тыс. рублей. Документы на сложный переделанный автомобиль, например, под лабораторию на колесах — 15-40 тыс. рублей. А если это полностью изготовленный автомобиль, то речь идет уже о нескольких сотнях тысяч рублей. Если же говорить о переоборудовании автомобилей, к примеру, установку газобалонного оборудования, то проверка вместе с комплектом документов будет стоить 6-7 тыс. рублей. Все эти цены, по ожиданиям Пархоменко, при отказе от возможности удаленного оформления резко вырастут.
Также, по его оценке, вырастут и очереди в испытательные лаборатории, которых в России недостаточно. «Сейчас очередь в мою лабораторию в Москве составляет два месяца — в нее записываются водители их разных регионов, потому что таких организаций не хватает. Больше всего запись на установку ГБО, фаркопов, рефрежираторов, тюнинг внедорожников, переоборудование автомобилей в специальные лаборатории, установка грузоподъемного оборудования. Пока возможность всех этих изменений и их правильность эксперты могут делать по фотографиям», — рассказал участник отрасли.
Но если потребуется пригон, то, по словам Пархоменко, очереди вырастут, и возникнет коллапс: лаборатории просто не смогут переварить все заявки.
Почему лаборатории хотят принимать решение о приезде самостоятельно?
Представитель испытательной лаборатории Юрий Пархоменко уверен, что изменения вступят в силу не сразу. Он ожидает, что будет объявлен некий мораторий. По его оценке, текущая версия документа содержит множество ошибок и неточностей, и выданный на основе такого ГОСТа ЭСБКТС будет представлять из себя «филькину грамоту». Эти недочеты исправил технический комитет по стандартизации «Дорожный транспорт» (ТК 056), но на принятие обновленного документа уйдет время. По оценке Пархоменко, это может растянуться до августа-сентября. На это время, по оценке эксперта, и нужен мораторий.
«Само вступление в силу ГОСТа уже не отменят. Но в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) не успевают согласовать изменения со всеми странами Таможенного союза, — сообщил Пархоменко. — Насколько мне известно, некоторые вопросы есть со стороны Беларуси. Поэтому предложенные изменения в ГОСТ, которые на самом деле очень грамотные, с 1 июня не заработают. А без них ГОСТ просто не работоспособен».
По словам Пархоменко, уточнения в ГОСТ содержат главную идею: дать лабораториям самим решать, нужен ли обязательный приезд автомобиля в случае сложных работ или же тюнинг совсем простой и его можно оформить удаленно.
«Если изменение типовое и простое, где достаточно анализа, то можно легко обойтись удаленной проверкой, — уверен Пархоменко. — Например, это установка газобаллонного оборудования на легковые автомобили. К сложным случаям можно отнести тюнинг внедорожников: установку колес большего диаметра, доработку тормозной системы и другие вмешательства в электронику».
Теперь будут очереди в лаборатории?
По данным Росстандарта, в России работает девять лабораторий, расположенных в таких городах как: Калининград, Санкт-Петербург, Москва, Красноярск, Благовещенск, Челябинск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. В целях повышения эффективности работы лабораторий внедрена система оформления электронных свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства. Также обеспечено создание специализированных испытательных лабораторий на Дальнем Востоке. На текущий момент получили необходимую аккредитацию и полностью готовы к работе 13 испытательных лабораторий, расположенных во Владивостоке. Из них пять работает непосредственно на территории портов, в том числе одна лаборатория в Сахалинской области.
Антон Шапарин считает, что сейчас действующих испытательных лабораторий недостаточно. Одной из проблем на пути их открытия эксперт назвал долгую процедуру согласования в Росаккредитации.