branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Екатерина Демишева
Подписаться на Telegram-канал

Правительству предложили сделать правила дорожного движения частью ЕГЭ

Национальный автомобильный союз предложил правительству включить теорию ПДД в школьную программу и сдавать экзамен через систему ЕГЭ
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Национальный автомобильный союз (НАС) направил в правительство России письмо (есть в распоряжении Autonews.ru) с предложением включить в обязательную систему школьного образования полного теоретического курса правил дорожного движения.

По мнению организации, сегодня школьники получают недостаточно знаний о ПДД, из-за чего периодически попадают в аварийные ситуации, особенно это касается использования электротранспорта. Сдавать экзамен по теории вождения предлагают через государственную систему ЕГЭ с включением дисциплины в школьный аттестат.

Что предлагают правительству

Документ, который НАС направила на имя Михаила Мишустина, включает в себя статистику по аварийности с участием детей и предложение повысить уровень знаний ПДД среди школьников 5-11 классов. Как заявил Autonews.ru руководитель организации Антон Шапарин, в советское время уроки по безопасности дорожного движения были включены в обязательную школьную программу.

«В настоящее время полноценные уроки по ПДД заменены на проведение факультативных занятий вне учебного плана, конкурсов, издание газет, что не способно заменить системного образования в данной сфере. Одновременно наблюдается низкий уровень подготовки молодых водителей в автошколах», — считает Шапарин.

С этими билетами ПДД не могут справиться даже опытные водители. Разбор Статьи 20 июля 2021 С этими билетами ПДД не могут справиться даже опытные водители. Разбор
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС Новости 17 апреля 2021 МВД усилит контроль за автошколами

По статистике МВД, теоретический экзамен с первого раза после автошколы в 2020 году сдали только 38% кандидатов в водители, а практический экзамен с первого раза в апреле 2021 года смогли сдать лишь 13,5% участников экзамена. По мнению автоэксперта, такие критически низкие показатели подтверждают, что система автошкол не справляется с подготовкой кандидатов в водители.

При этом ликвидации автошкол данное предложение не предусматривает, им оставят обучение второй части аттестации в водители — практического вождения. А вся теория останется в обязательной учебной программе общеобразовательных школ.

Критически низкие показатели при сдаче экзаменов в ГИБДД подтверждают, что система автошкол не справляется с подготовкой кандидатов в водители.
Критически низкие показатели при сдаче экзаменов в ГИБДД подтверждают, что система автошкол не справляется с подготовкой кандидатов в водители. (Фото: Autonews.ru)

Кто будет учить детей

Предполагается, что обучением теории ПДД в обычных школах займутся учителя ОБЖ, которым придется для этого пройти небольшую дополнительную подготовку. На предмете по основам безопасности жизнедеятельности сегодня правилам дорожного движения отводиться всего четыре урока. Что, по мнению экспертов, катастрофически мало для усвоения даже базовых принципов безопасности детей на дороге.

«Идея сделать обучение ПДД частью школьного образовательно курса очень правильная. Это те самые практические знания, которые нужны. В отличие от видов растений, насекомых и строения цветка, эти знания не просто пригодятся в будущем, а даже спасут человеку жизнь», — так прокомментировал инициативу НАС координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

По его словам, человек, не получивший навыков выживания в городской среде, часто попадает в печальные ситуации.

«Этот образовательный курс давно назрел. Если детям не рассказывать про основы безопасного поведения, а это гораздо шире того, что сегодня дают на ОБЖ, то дети буду гибнуть на дороге и дальше. Нужна программа на основе типичных ошибок водителей и пешеходов», — пояснил Шкуматов.

Последующим развитием реформы, предложенной в документе НАС, может стать признание индивидуальных преподавателей-инструкторов, которые могли бы в частном порядке преподавать практику вождения.

«Они способны гораздо эффективнее подготовить кандидата в водители как к сдаче практического экзамена, так и к безаварийному управлению транспортным средством после сдачи экзамена», — пояснил автор документа Антон Шапарин.

Индивидуальные преподаватели-инструкторы способны гораздо эффективнее подготовить кандидата в водители.
Индивидуальные преподаватели-инструкторы способны гораздо эффективнее подготовить кандидата в водители. (Фото: Александр Артеменков / ТАСС)

Что будет делать ГИБДД

Сданное ЕГЭ по правилам дорожного движения хотят приравнять к экзамену по теории вождения в ГИБДД. Таким образом, по мнению авторов инициативы, снизится бюрократия и нагрузка на экзаменационные подразделения МРЭО. Похожую идею месяц назад высказывал глава ГИБДД Михаил Черников. По его словам, в российские школы нужно вернуть уроки вождения, в таком случае в 17 лет вместе с аттестатом выпускники смогут получить водительское удостоверение. Идею поддержали и некоторые депутаты Госдумы.

«Обучение правилам безопасного поведения на дороге и основным навыкам вождения должно быть непрерывным. Начинаясь в семье и детском саду, оно должно быть продолжено в школах, в отрядах юных инспекторов движения, ассоциациях юношеских автомобильных школ», — заявлял Черников.

Национальный автомобильный союз в своем письме в правительство попросил премьера Мишустина дать поручения Министерству просвещения и МВД, чтобы те подготовили нормативную базу и внесли изменения в существующие учебные программы и документы.

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, поддержавший идею, посчитал также, что теоретический экзамен в ГИБДД для школьников с ПДД в аттестатах отменять не стоит.

«Школьный курс ПДД сделает подход к дорожной безопасности более серьезным. Не игровое отношение к важным правилам, а официальный предмет в аттестат и экзамен сделают отношение серьезнее. Конечно, нужно поощрять тех, кто сдаст этот экзамен, выдавать какие-то сертификаты. Но экзамен в ГИБДД нужно оставить», — пояснил Шкуматов.

Петр Шкуматов, поддержавший идею, посчитал также, что теоретический экзамен в ГИБДД для школьников с ПДД в аттестатах отменять не стоит.
Петр Шкуматов, поддержавший идею, посчитал также, что теоретический экзамен в ГИБДД для школьников с ПДД в аттестатах отменять не стоит. (Фото: Донат Сорокин / ТАСС )

Какой у документа будет срок действия

Многие автошколы уже активно работают с детьми. Например, услугу по обучению вождения оказывают столичные колледжи. «Около 15 тысяч школьников 9-11 классов обучаются автоподготовке без отрыва от учебы, это программа города Москвы. И это правильно. Почти в каждой семье уже по два автомобиля. Водительское удостоверение, как во многих других странах, хотят приравнять к удостоверению личности. Это нормально, не вижу в этом ничего плохого», — прокомментировал инициативу НАС руководитель учебного центра подготовки водителей 21-го технологического колледжа Борис Багдасарян.

Кроме того, в других развитых странах давно существует практика уроков вождения у частного инструктора, вместо занятий в автошколе. Однако, по мнению собеседника, нужно посмотреть, как эту инициативу воспримут в правительстве.

«Непонятно как отреагируют федеральные автошкольные союзы. Потому что огромная часть преподавательского состава может остаться без работы. Получается, что автошкола будет брать человека, который уже где-то аттестован. Но хорошо, если он окончил школу вчера, а если 20 лет назад. ПДД уже много раз поменялись, все изменилось, а аттестат бессрочный. Все же у теории вождения должен быть документ со сроком действия. Это серьезная вещь, которую нужно тщательно проработать», — добавил Борис Багдасарян.