Автомобилист из Нижегородской области остался без водительского удостоверения после того, как сданные при медосвидетельствовании анализы оказались ниже требуемой температуры. Как рассказал Autonews.ru сам автомобилист Иван Ларин (имя изменено), в странную ситуацию он попал 29 мая. Около 3 часов утра арендовал автомобиль каршеринга BMW 320 и отправился на озеро на рыбалку в Дзержинске. Неподалеку от выбранного места ловли водителя остановили инспекторы ГИБДД и попросили пройти проверку на трезвость.
Как анализы могут признать поддельными
В составленном протоколе об отстранении от управления автомобилем инспекторы указали стандартную формулировку о том, что поведение водителя не соответствовало обстановке. Тем не менее, продувку в присутствии понятых Ларин прошел успешно — прибор показал нулевые значения паров алкоголя. Однако у инспекторов все равно оставались сомнения в трезвости водителя, ведь прибор не имеет функции по проверке наркотического опьянения, и предложили водителю проехать в медучреждение. Ему пришлось перевести арендованный BMW в режим ожидания и отправиться на дополнительную проверку.
«Мне посветили фонариком в глаза, попросили показать высунул язык и на этом основании предложили проехать на проверку. Я согласился, ведь у меня не было никаких сомнений в своей трезвости, никаких запрещенных веществ я не употреблял, — заверил Ларин. — При этом инспекторы ГИБДД постоянно говорили, что меня отправят на лечение в наркологическую клинику в каком-то регионе, что меня вылечат, и что я встану на путь исправления. Это все было очень странно».
В медучреждении водителю выдали баночку для сдачи анализа и отправили его в туалет. «Дверь была приоткрыта, инспектор ГИБДД стоял за спиной, конечно, не вплотную, но близко, — объяснил Ларин. — Я сделал все, что надо и сразу отдал емкость врачам. Результаты стали ждать за дверью. Вскоре вышел кто-то из фельдшеров и заявил, что температура мочи у меня 24 градуса, а норма — 32. Поэтому я якобы предоставил фальсификат».
Водитель, по его словам, не понял, что это означает и продолжал ждать результата проверки на наркотики. Но вскоре получил от медиков акт об отказе от прохождения медосвидетельтсвования. Результаты исследования врачи записали в специальном журнале. После таких новостей инспекторы ГИБДД собрались уезжать и отвозить задержанный BMW на штрафстоянку. Возмущенный Ларин вернулся в кабинет врачей и записал на диктофон дальнейший разговор. Психиаторы-наркологи объяснили, что сдача поддельных анализов расценивается как отказ от прохождения процедуры.
«Вы предоставили фальсификат — это автоматически означает отказ от прохождения медосвидетельствования. При норме 32 градуса у вас было почти на 10 градусов ниже», — сообщила одна из сотрудниц.
Ларин попросил о возможности еще раз сдать анализ, но врачи заявили, что это запрещено, и проверка уже состоялась. Единственное, что изменилось в процессе переговоров, так это изменение температуры анализов с 24 градусов на 26 — медики нашли неточность в записях, но заверили, что и такого показателя более чем достаточно для лишения прав на основе отказа от медосвидетельствования.
«Я стал спрашивать, есть ли наркотики в анализах. Мне сказали, что это уже не важно, что я мог разбавить анализы водой, пока мыл руки. Но я даже руки не успел помыть, был такой стресс. Потом в медицинском акте мне написали, что я якобы шатался, что у меня вялая реакция зрачков на свет и расширены зрачки, что у меня монотонная речь и что я неустойчиво стоял в позе Ромберга. Но медики на меня даже не смотрели, просто вписали все это», — уверяет водитель.
Отправку на медосвидетельствование Ларин связал с тем, что его остановил уже знакомый инспектор ГИБДД. Некоторое время назад этот полицейский уже задерживал Ларина для проверки — тогда у водителя было похмелье, и алкотестер показал результат 0,156 мг на литр выдыхаемого воздуха. Но лишить его прав не получилось. Дело в том, что водитель считается нетрезвым, если этот показатель — 0,16 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Однако объяснить странные результаты исследований он уже не смог.
При этом водитель настаивает, что наркотики не употребляет и готов пройти подробный анализ крови, чтобы это доказать. Если водителя признают виновным, то согласно КоАП за отказ от процедуры его могут лишить прав на срок от полутора лет до двух. Кроме того, его оштрафуют на 30 тыс. рублей. Свои санкции уже предъявил и сервис каршеринга — с водителя пытаются списать 50 тыс. рублей за эвакуацию автомобиля и 100 тысяч рублей за нарушение условий договора.
Доказать ошибку практически невозможно
Весь порядок проведения медосвидетельствования и забора биологических жидкостей регламентирует соответствующий приказ Минздрава и отклоняться от нее нельзя, объяснил в беседе с Autonews.ru адвокат Сергей Радько.
«Анализы мочи, которые сдают водители, проверяет в том числе и на температуру. Объясняется это случаями, когда употребляющие автомобилисты возят с собой грелки, куда заливают «чистые» анализы. В случае необходимости они сливают жидкость оттуда. Но такие анализы не будут иметь столь же высокую температуру тела, как у человека, даже если держать такое устройство на себе, — рассказал Радько. — Именно поэтому биоматериалы тестируют и на кислотность, и на температуру».
По словам адвоката, если анализ не похож на свежий, врачи имеют полное право толковать такое поведение автомобилистов как отказ от процедуры медосвидетельствования. Эксперт уверен, что медикам хорошо известны приемы и хитрости, которые применяют зависимые водители. При этом эксперт уверен: если анализы холоднее 32 градусов, абсолютно понятно, что анализ не настоящий.
«Получается, что единственный шанс для автомобилиста в случае его невиновности — доказать, что измерительный прибор был неисправен. Правда, скорее всего придет формальный ответ о том, что все приборы исправны и прошли поверку. Вряд ли медики подтвердят неисправность, ведь тогда возникнет о том, сколько же ошибочных проверок они провели с помощью устройств. При этом такие устройства обычно весьма примитивны и ломаться в них нечему», — отметил Радько.
По его словам, за ночь на проверки инспекторы ГИБДД могут привести несколько десятков водителей со всего города. Если бы все они столкнулись с неисправным прибором и проблемой слишком холодных анализов, об этом точно уже было бы известно.