Московские таксисты перейдут на новую схему работы с 14 августа. Департамент транспорта города создал систему контроля за деятельностью такси под названием КИС «АРТ». После регистрации на Госуслугах каждый водитель должен создать в новой системе уникальный цифровой профиль — для регистрации портал запрашивает несколько документов, включая водительское удостоверение, выданное в России или странах СНГ, а также фотографию вместе с паспортом. В системе также отображаются данные об автомобиле, путевые листы и медицинская информация о водителе.
В этом материале:
Для чего нужен цифровой профиль
Московские власти аргументируют создание системы слежения за водителями такси ростом числа аварий, а также нарушениями действующих правил и норм со стороны перевозчиков.
«Часто случается, когда на заказ приезжают водители без действующего разрешения на перевозку, путевого листа, отметок о прохождении медицинского и технического осмотров, а номера автомобиля не совпадают с указанными в приложении. Номер может отличаться только на одну цифру или букву, но оператор уже не несет никакой ответственности, если с пассажиром в дороге что-то произойдет», — пояснили в Дептрансе.
Система создана для водителей такси и таксопарков, данные о пассажирах в систему не передаются. Дептранс настаивает на том, что никаких новых правил для таксистов не вводится, система мониторинга просто позволит следить за исполнением действующих норм. В тестовом режима регистрация в системе запущена с июня.
«Каждый день количество заявок растет. Иногда приходится отказывать в регистрации, потому что водители подают неверные данные или ошибаются. Иногда водители пытаются зарегистрироваться в системе, не имея достаточного опыта или водительского удостоверения нужной страны. Был и совсем вопиющий случай — получить ID пытался водитель, находящийся в розыске», — рассказали в Дептрансе.
Каждому водителю присваивается личный идентификатор (цифровой профиль). В нем содержится информация о правах и разрешении на перевозку пассажиров, сведения о штрафах. Также в цифровом профиле водителя отображаются данные о количестве отработанных часов.
В профиле будут данные о прохождении ежедневных необходимых медосмотров. Если водитель работает на себя, то ему надо самостоятельно найти лицензированную компанию, которая сможет провести необходимые осмотры. Медицинские работники, которые проводят такие осмотр, и контролеры технического состояния такси также должны быть зарегистрированы в системе.
Почему водители не спешат за ID
По данным профсоюза таксистов, к концу июля в системе было зарегистрировано только 20% от действующего числа таксистов в городе. Многие водители сознательно отказываются создавать цифровой профиль, потому что с юридической точки зрения ни один правовой документ их к этому не обязывает.
«Сейчас много вопросов, а чиновники и агрегаторы вразумительных ответов не дают. Сам сел за руль, чтобы посмотреть, как это будет работать. Создавать цифровой профиль не планирую, так как нет такого закона, который меня к этому может обязать. Нужно понять на практике, что происходит», — пояснил в беседе с Autonews.ru председатель Московского профсоюза таксистов Николай Кодолов.
О том, что новая система требует доработки, Autonews.ru рассказал глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. По его словам, регистрация в КИС «АРТ» занимает вовсе не два дня, а от четырех дней до недели. Система также периодически зависает и плохо интегрируется с другими базами данных, управляющими таксопарками.
«Медики и механики забивают данные вручную, обратной связи нет. В случае внесения некорректных данных система не указывает на ошибку. Нормативной базы, обязывающей ею пользоваться, нет. Кроме того, сейчас идет поверка по факту использования в этой системе иностранных способов шифрования. Водители сейчас или пробуют регистрироваться или уходят в другие сферы. Многие просто ждут, что будет в августе», — сообщил Щербинин.
Активист также отметил, что сама идея присвоения персонального ID водителю такси неплохая, но власти города на ней не ограничились и включили в систему информацию о предрейсовых осмотрах и времени труда и отдыха. «Как и кем все это будет считаться — никто не знает», — добавил представитель профсоюза таксистов.
Законодательные пробелы
Вопросы к юридическому статусу московской системы цифровых профилей водителей есть и у общественных деятелей. Например, депутат Госдумы Ярослав Нилов считает, что упорядочить работу такси необходимо, но сделать все нужно в правовом поле. И начать стоит с закона о такси, который обсуждается в нижней палате парламента уже не первый год.
«К желанию навести порядок в сфере такси отношусь с пониманием. Но нормативно-правовая база очень зыбкая. С точки зрения технической реализации тоже есть вопросы. Система будет давать сбои, ее надо тестировать. Это не должно быть сделано так же, как с QR-кодами для вакцинированных для посещения общепита. Кроме негатива и социальной напряженности эта история ничего не вызвала», — сказал Autonews.ru депутат Нилов.
По его мнению, московские власти давно действуют по-своему, часто выходя за рамки существующего законодательства. «Москва не должна быть отдельным субъектом правового регулирования. Есть правовая неопределенность в этой инициативе, юридические нормы высасывают из пальца. Это все вызывает негативную реакцию со стороны людей, а это удар по рейтингу власти. Не исключаю массового обращения в суды», — пояснил парламентарий.
Департамент транспорта в связи с новой системой мониторинга такси ссылается на решение антитеррористической комиссии города, которая обязала таксопарки и агрегаторов передавать данные о водителях такси в информационную систему Москвы. А субъекты страны наделены полномочиями по организации транспорта в регионе, поэтому решение комиссии власти города называют законным.
«С 14 августа таксопарки и агрегаторы такси смогут передавать заказы только тем шоферам, у которых есть ID. Если водителя нет в системе, ему не будут распределять заказы. Пассажир имеет право знать, кто его везет, а таксисты должны перестать работать до состояния полной потери контроля, больше 12 часов в день», — пояснили Autonews.ru в Дептрансе.
По словам представителя департамента транспорта, к 1 августа в системе зарегистрировались 60 тысяч таксистов, что по данным ведомства, равнозначно 97% всех активных московских и подмосковных таксистов. Система КИС «АРТ» также позволит городу фиксировать нарушения со стороны агрегаторов, связанные с переботками водителей и передачей заказов незарегистрированным водителям.
«Мы же, в свою очередь, будем передавать эти данные в прокуратуру с требованием проверки», — добавили в Дептрансе.
Как объяснили Autonews.ru в компании «Яндекс», основная коммуникация города сейчас направлена на таксопарки и водителей, которые в них работают.
«Мы со своей стороны информируем партнеров о том, что такое КИС «АРТ», и как зарегистрироваться в системе таксопаркам и водителям, выполняющим заказы в Москве и Московской области», — сообщили в компании, но не стали уточнять, откажутся ли передавать заказы водителям без ID после полного запуска программы.
Система ID для всех водителей
После того, как стало известно о создании информационных профилей для водителей такси, эксперты и общественники заговорили о распространении такой формы контроля на всех водителей. В связи с этим многие вспоминают систему QR-кодов для въезда в столицу, которая работала во время локдауна весной 2020 года. Существуют предположения, что спустя какое-то время всех водителей обяжут иметь цифровой профиль на Госуслугах. Депутат Ярослав Нилов не исключил, что именно на это настроены в далекой перспективе разработчики систем контроля, в том числе сети фото- и видеофиксации.
«Распознавание лиц по камерам вполне может быть в будущем сопряжено с распознаванием QR-кода. Да, порядок наводить надо, но нужно делать все в соответствии с законодательством. Все свои хотелки и планы нужно подкреплять юридической основной. Иначе это вызывает вопросы, недоверие и социальную напряженность», — резюмировал Нилов.
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов предположил два разных развития событий для водителей в далекой цифровой перспективе.
«Если все переведут в цифру, и водителям не надо будет возить с собой документы, а достаточно будет показать QR-код — это одна история, это удобно. Если же говорить о системе тотального и непрерывного контроля передвижения водителей в режиме онлайн, то это другое дело. Если кто-то движением мышки может лишить водителя какого-то права, то это незаконно и напоминает произведения Кафки. Цифровые гражданские права вообще очень сложная тема. И эти вопросы надо решать, тут и вопрос персональных данных и того, как и кто ими распоряжается», — объяснил Шкуматов.
Что касается внедряемой системы цифровых профилей для столичных водителей такси, то Шкуматов поддержал инициативу навести порядок в сфере пассажирских перевозок.
«Система мониторинга такси хорошая и правильная, но рынок такси должен иметь возможность плавно к ней адаптироваться», — считает эксперт.