В ГИБДД стали все чаще применять необычный и непонятный для многих водителей способ наблюдения — скрытое патрулирование. Смысл в том, что сотрудники ГИБДД инспектируют улицы на служебных автомобилях без опознавательных знаков. Например, в Москве часто выявляют проезды на красный и нетрезвое вождение, а на региональных трассах — выезды на встречную полосу. Работают такие патрули и днем, и ночью. Корреспондент Autonews.ru отправилась в дежурство вместе со скрытым патрулем в Москве и выяснила, как это работает.
«При виде ГИБДД с сиреной сразу же бросают телефон»
Серебристые седаны Ford Focus в стандартном гражданском исполнении на «механике» разъезжаются по улицам Москвы по утрам. В этих автомобилях инспекторы ГИБДД ведут скрытое патрулирование на севере столицы, причем сами наблюдатели никого не задерживают. Они только передают данные патрулям, которые дежурят по округу. Те на основании полученной информации останавливают автомобили, проводят проверки и составляют протоколы.
В машине скрытого патруля не установлено никакого дополнительного оборудования, кроме раций, поэтому они легко сливаются с потоком. На передних местах обычно едут два инспектора ГИБДД, оба обязаны быть в форме: работа в гражданской одежде разрешена только сотрудникам оперативных служб.
Сотрудники ГИБДД объясняют: для некоторых водителей нарушение ПДД — привычное дело. Они могут игнорировать светофоры, не пропускать пешеходов и не пристегиваться ремнями безопасности, а также практиковать опасное вождение. А вот увидев полицейский автомобиль, немедленно снижают скорость, начинают пользоваться поворотниками и в целом превращаются в аккуратных автомобилистов. Но только на время — пока не уедет патруль.
«Водители, которые имеют привычку говорить по телефону или возить детей без специального кресла, при виде автомобиля ГИБДД с сиреной сразу же бросают телефон, а детей начинают прятать под сиденье или под бардачок, чтобы мы не остановили и не выписали штраф — я сам видел такое много раз, — рассказал инспектор. — Именно такие нарушители должны почувствовать, что за ними ведется постоянное наблюдение, и понять, что соблюдать ПДД нужно всегда».
Впервые такой необычный способ патрулирования начали применять в Москве в 2015 году. Полицейские разъезжали по улицам на белых Ford Focus. В зависимости от округов марки и модели автомобилей скрытого патруля могут отличаться. По словам инспекторов, они ждут пополнения в виде новых Hyundai Solaris — некоторые из них также отправят на «секретную» службу.
«Основательно это дело ввели в 2016 году, и поэтому полицейские уже привыкли, а вот водители до сих пор удивляются, — рассказал один из инспекторов. — Такое скрытое наблюдение абсолютно законно, оно регламентируется приказом МВД № 664. [1] Просто сейчас о таком патрулировании стали чаще говорить. И это правильно — водители должны знать, что их нарушения могут засечь не только инспекторы на хорошо заметных патрульных автомобилях, но и такие невидимые сотрудники, как мы».
Какие нарушения фиксирует скрытый патруль
Отсутствие опознавательных знаков позволяет подъехать к нарушителю практически вплотную, и тот ничего не заподозрит. «Мы готовы отмечать любые нарушения, которые можно определить визуально, — объяснил инспектор. — Исключение — только превышение скорости, у нас нет в машине такого оборудования. А еще опасное вождение — в КоАП пока, к сожалению, нет такой статьи, и мы можем только определять отдельные его элементы. Например, если водитель устраивает «шашечки» и резкие перестроения и не включает поворотники, его можно наказать именно за неиспользование сигналов поворота — это штраф 500 руб.».
Инспектор может, например, увидеть непристегнутый ремень, использование телефона во время движения, непропуск пешехода на нерегулируемой «зебре» и другие нарушения. Также можно запомнить данные водителей-лихачей, которые не догадываются о контроле и пролетают светофоры на «красный» или объезжают пробки по встречной полосе. Как объясняют сотрудники ГИБДД, им достаточно визуально зафиксировать факт нарушения — это уже будет считаться основанием для составления протокола. Дополнительно фотографировать или снимать такие нарушения на видео совсем не обязательно.
Также напарник инспектора-водителя может проверить долги по штрафам, которые числятся за подозрительной машиной при помощи планшета. Конечно, многие нарушения можно выявить и при обычном патрулировании, но у скрытого — свои преимущества.
«Некоторые водители, видя, что машины полиции рядом нет, начинают исполнять всякие виражи. Лихачей проще определить именно во время скрытого патруля, — поделился инспектор. — Такое наблюдение обеспечивает более плотный контроль и может показать водителя таким, какой он есть на самом деле, все его поведение в повседневной жизни во всей красе, а не в момент, когда он замечает в зеркале заднего вида служебный автомобиль».
Вот еще один пример: городские площадки перед торговыми центрами, где по ночам собираются дрифтеры. «Если ехать на машине с мигалками, они просто разъедутся. А так можно за ними спокойно понаблюдать, записать все данные и тоже передать патрулям: прямой ответственности за такое опасное вождение нет, но часто у таких машин можно обнаружить сопутствующие нарушения — например, незаконное переоборудование: тюнинг или тонировка», — объяснил инспектор.
Тем временем мимо нашей машины, которая вынуждена стоять в пробке, поскольку у нее нет спецсигналов, слева по встречной полосе через прерывистую линию почти до начала затора показательно проехал красный седан BMW. Но мы только заступали на дежурство, и этому водителю повезло — его данные патрулям не передали.
А вот отечественную «шестерку» с неработающей фарой и с непрестегнутым водителем засечь успели. Чтобы визуально зафиксировать нарушение, инспекторы поравнялись с автомобилем и буквально заглянули в салон, очень удивив водителя. Информацию о машине передали патрулям по пути, и водителя остановил экипаж ГИБДД. За непристегнутый ремень водителя оштрафовали на 1000 руб., а за негорящую фару — на 500 руб.
Практически сразу на пути попался ВАЗ 2110 с глухой тонировкой. Эту информацию также быстро передали патрулю неподалеку. Поскольку автомобиль задержали прямо перед нами, подъезжаем, чтобы проверить свои догадки. В обычных условиях скрытый патруль поехал бы дальше. Мы попали как раз к замерам: недовольный водитель в тот момент требовал у первого экипажа документы на измерительный прибор. Получив их, автомобилист переключился на машину без опознавательных знаков.
«Разве это законно, почему вы без мигалок? Я буду жаловаться руководству», — возмутился автомобилист, который немедленно начал снимать машину скрытого патруля.
На это инспекторы только пожали плечами: они находятся при исполнении, и со стороны закона к ним нет никаких вопросов.
«Снимать нас можно, мы реагируем на это спокойно. Если водитель проблемный, можем сами вести съемку, чтобы в дальнейшем суд уже сам оценил его поведение», — уточнил инспектор.
Почему скрытый патруль не останавливает нарушителей
В машине скрытого патруля ГИБДД нет никаких спецсигналов. Мигалку, которую можно быстро поставить на крышу, как в американских фильмах, они в бардачке не возят. Поэтому останавливать автомобили и проверять других водителей такие патрульные не могут.
«Есть исключения — крайняя необходимость, если есть риск очень опасного ДТП. Или если, проезжая по двору ночью, мы увидим возможного угонщика, который пытается взломать машину. Тогда мы, конечно, отреагируем», — объяснил полицейский.
При этом инспекторы признались, что иногда иметь возможность быстро достать мигалку и обозначить себя как полицейский автомобиль было бы тоже полезно. По этой же причине водитель скрытого патрулирования всегда должен соблюдать ПДД, поскольку у него нет на дороге никакого преимущества.