Сотрудники Госавтоинспекции регулярно находят нарушителей, которые вносят незаконные изменения в конструкцию автомобиля. Причем часто водителей штрафуют за нарушения, о которых они даже не подозревали. В частности, в августе ГИБДД отчиталась о выписанном штрафе за неправильный свет — вместе белого фары светили желтым. Речь идет о нештатной доработке головного света. Помимо квитанции в 500 руб. водителя обязали исправить цвет фар и официально пройти лабораторные исследования с новым допоборудованием, либо снять его с машины.
«Такие на первый взгляд жесткие правила созданы с целью обеспечения на дорогах безопасного движения. Чтобы разрешить установку какой-либо детали на транспортное средство завод в обязательном порядке проводит полигонные испытания на безопасность и только после подтверждения, что данное изменение конструкции автомобиля не подвергнет риску участников дорожного движения, деталь сертифицируют и запускают в производство», — пояснили в ГИБДД.
Инспекторы оштрафовали водителя легковушки за так называемые «ангельские глазки». Это конструкция из двух светящихся кругов, которые устанавливаются внутрь фары. Такие изменения дают более яркий качественный свет, который заметен издалека.
По данным ГИБДД, для освещения автомобилям на дороге в соответствии с действующим законодательством разрешены только белые кольца. Однако воронежский автомобилист установил кольца с желтым свечением.
«Желтые допустимы только для установки в шоу-карах, выступающих перед зрителями. В случае, если выявленные изменения в конструкциях транспортных средств не будут устранены в установленные законом сроки, регистрация транспортных средств будет прекращена», — добавили в ведомстве.
Как пояснил в беседе с Autonews.ru руководитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин, инспекторы не совсем правильно применили в своем объяснении слово «шоу-кары». На самом деле желтый цвет в головном освещении, согласно Техрегламенту, вообще запрещен для эксплуатации на дорогах общего пользования. Но даже если бы на машине воронежского водителя были установлены белые кольца «ангельских глазок», он бы все равно получил штраф.
«Была бы та же статья 12.5.1, если этот дополнительный свет он не зарегистрировал. А регистрировать переоборудование оптики нужно. «Ангельские глазки» — это дизайн, а по факту по классификации Техрегламента — это габариты и, возможно, совмещенные с ними ДХО или поворотники. И важно, чтобы компоненты были сертифицированными и подходили для данного типа автомобиля: лампочки с китайских сайтов не зарегистрирует ни одна лаборатория», — отметил Антон Шапарин.
ГИБДД всегда обращали внимание на дополнительный свет как на одно из важных изменений конструкции автомобиля, которую необходимо сертифицировать в лаборатории. Но, как объяснил Autonews.ru руководитель одного из крупных европейских брендов по тюнингу, в летний период ГИБДД более активно ищет нарушителей по свету.
«Сейчас у них какая-то разнарядка по свету. Стали больше внимания этому уделять, больше людей разворачивать на регистрации с сертифицированными доработками. Люди едут в лабораторию со всеми видимыми изменениями. При том, что доработка тормозных колодок или чип-тюнинг, который незаметен для глаза инспектора, может получить регистрацию без проблем», — сообщил собеседник.
Помимо автомобиля с «ангельскими глазками» не того цвета, во время рейда воронежские инспекторы нашли машины с неисправной тормозной и выхлопной системами, с уменьшенным дорожным просветом, а также с внесенными изменениями в акустическую систему, то есть с установленными дополнительными динамиками и усилителями. Притом, что последняя категория аудио-оборудования никак не описана в главном документе на автомобиль ОТТС (одобрение типа транспортного средства), который разрешает то или иное оборудование без процедуры внесения изменений.
Autonews.ru направил в МВД запрос на разъяснение ситуации по доработанной акустике, а также по лампам не того цвета. Но многие эксперты на рынке уже обеспокоились вниманием ГИБДД к музыкальным системам, которые часто устанавливают не кустарно, а еще при покупке машины в дилерском центре.
Тот факт, что от проблем с регистрацией машин с допоборудованием страдают многие официальные компании, подтвердил и глава НАС Антон Шапарин, который плотно занимается вопросами Техрегламента и историями по внесению изменений в конструкцию.
«Наша система сертификации признана во всем мире. Но сегодня мы можем говорить, что ГИБДД умножает на ноль все усилия Росстандарта и Росаккредитации в сфере сертификации. Система сертификации построена на доверии сертификату, но МВД ее трактует противоположно. А это рушит всю систему. Задача ГИБДД проста: им не нужно ничего трактовать, это уже делает испытательная лаборатория. Если есть сертификат на оборудование, вопросы снимаются. А трактовка любая превращается в коррупцию. И, видимо, эта история кому-то выгодна», — считает эксперт.
Autonews.ru отправлял в МВД запрос по нескольким параметрам внесения изменений в конструкцию автомобиля. Ведомство ответило, что каждый инспектор уполномочен принимать решение по внесению изменений в каждом конкретном случае.