В Госавтоинспекции рассказали о новых устройствах, которые позволят по-новому вычислять и задерживать на дорогах неплательщиков штрафов. Новый специальный аппаратно-программный комплекс «Судебный пристав» в автоматическом режиме сканирует номера автомобилей в потоке и пробивает их по базам данных. Если у владельца автомобиля окажутся неоплаченные долги, камера даст сигнал. Дежурящий рядом инспектор ГИБДД останавливает машину, а судебный пристав получает возможность разобраться с должником, рассказали в УГИБДД по Красноярскому краю.
Как в свою очередь сообщили Autonews.ru в пресс-служба ФССП России такие камеры во время специальных рейдов начали устанавливать во множестве регионов. Среди них:
- Башкортостан;
- Ингушетия;
- Татарстан;
- Тыва;
- Хакасия;
- Алтайский край;
- Краснодарский край;
- Пермский край;
- Приморский край;
- Ставропольский край;
- Волгоградская область;
- Вологодская область;
- Иркутская область;
- Ленинградская область;
- Тамбовская область;
- Сахалинская область;
- Смоленская область;
- другие регионы России.
Как работают новые камеры
Как объяснили в ГИБДД, работа камер основана на технологии распознавания автомобильных номеров. Комплекс подключают к базам ГИБДД, судебных приставов и налоговой инспекции и устройство обращается к ним, как только в его поле зрения попадает автомобиль. Специальные видеокамеры-треноги устанавливают обычно на обочинах дорог. Водителю-должнику прямо на месте напоминают о долгах и вручают квитанцию на оплату. Также приставы могут принять оплату, если автовладелец сразу готов закрыть задолженность. В противном случае приставы наложат арест на имущество — скорее всего, на сам автомобиль.
Когда приставы могут наложить арест на автомобиль
Как объяснили Autonews.ru в ФССП России, в соответствии с законодательством административный штраф нужно оплачивать не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа. В дальнейшем у судебного пристава есть три основания, когда он может возбудить исполнительное производство:
- по истечении шестидесяти дней штраф не уплачен;
- в ГИБДД отсутствует документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа;
- информация об уплате административного штрафа отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
Арестовать любое имущество, в том числе и сам автомобиль приставы могут, если у водителя накопилось долгов на 3 тыс. рублей и больше. Владелец не сможет им распоряжаться до тех пор, пока не оплатит штраф.
Почему ГИБДД и приставы используют треноги, а не стационарные камеры
Инспекторам ГИБДД и приставам приходится использовать для проверки водителей дополнительные мобильные камеры, поскольку подключение к стационарным слишком трудоемко, объяснил в беседе с Autonews.ru представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов. По его словам, несколько лет в Ижевске ЦАФАП совместно с приставами смог подключить эту функцию для обычных дорожных камер, но, чтобы такой подход заработал во всех регионах, ведомствам необходимо между собой договориться. Пока этого не получается, приходится иди на компромиссы в виде треног.
«Такую камеру нельзя назвать сертифицированным устройством, подход к проверке госномеров происходит немного «на коленке», — рассуждает Кусов. — Этот подход применяется, чтобы не усложнять процессы и не подключать этот же ноутбук судебных приставов с базами должников к стационарным камерам. Это действительно сложно. Ведь сначала нужно получить разрешение, потом лезть на столб, снимать пломбу, подключать комплекс, а после этого вернуть все обратно. Тем не менее, на мой взгляд, использование треног выглядит немного странным».
Тем не менее эксперт признает, что назвать такой способ проверки водителей нелегитимным оснований нет. Поверка и сертификация комплексов необходима только если он, к примеру, замеряет скорость или фиксирует выезд на обочину. «В случае же с должниками камера просто обращается к информационной базе данных приставов. Никаких штрафов на основании такой фиксации выписать нельзя, эти данные никуда не поступают и не фиксируются в журналах регистрации», — отметил Кусов.
С этим мнением согласен и эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман. «Очевидно, что подключение приставов к камерам ГИБДД требует решения множества организационных вопросов. Поэтому приставам проще использовать свое оборудование, которое выдает распознанный номерной знак, который пробивается по базе ФССП. Никакие измерения им не нужны», — уточнил Шухман.
Будут ли стационарные дорожные камеры ловить должников
Подключать общую систему городских стационарных дорожных камер к базам судебных приставов смысла нет, считает представитель отрасли. Научить устройство распознавать должников не сложно, только вот приставы не смогут гоняться за ними по всему городу. «Теоретически сделать это можно, по такому же принципу, как камеры должны научить определять водителей без ОСАГО. Но этот подход только даст знание о том, что по улице едет должник, остановить его инспектор ГИБДД права не имеет. Поэтому логичнее всего просто выбирать для таких точечных проверок отдельные комплексы», — объяснил Кусов.