О жизни и службе сотрудников ГИБДД анонимно рассказали Autonews.ru несколько инспекторов из разных регионов. Они поделились впечатлениями о водителях, пожаловались, что некоторые пишут жалобы в отместку за составленные протоколы и признались, что бюрократия мешает им работать.
Про палочную систему
«Есть два типа водителей: одни — законопослушные, и когда они случайно нарушают, все равно вежливо общаются и признают свои ошибки. Иногда таких хочется отпустить, ведь видно, что человек просто не разобрался в дорожной ситуации. И наша работа еще и в том, чтобы объяснять и помогать водителям, как действовать. Но одновременно с нас требуют протоколы. Да, «палок» в прежнем виде уже нет, но надо подтверждать, что мы работаем, тем более, если идет какое-то спецмероприятие.
А есть такие, кто регулярно нарушает ПДД, получает штрафы — это легко проверить. И все равно, когда останавливаешь их за дело, начинают спорить, грозить жалобами. И таких бы по-хорошему нужно как следует проверять по всем пунктам, выписывать постановления. Но руководство сейчас очень боится любых жалоб и требует: если видим проблемного водителя, который начинает качать права, грозить обращениями и вообще против оплаты штрафа, лучше с ним не связываться, не писать протокол и отпустить. И в итоге статистику делаем на тех, кто просто согласен заплатить».
Про водителей на дорогих иномарках и причинах для остановки
«Водители в целом нормально ведут себе при проверках. Представляешься, просишь документы и все, счастливого пути. Но я замечаю, чем дороже машина — тем наглее водитель. По моим наблюдениям, чаще всего начинают спорить автомобилисты на новых Volvo или на Porsche Cayenne. Мы даже с напарниками экспериментировали. Останавливали все автомобили подряд, никто ничего не спрашивает. А потом тормозили только Volvo, и начиналось: «А причина остановки, а ваши документы?» Те еще педанты. И то же самое на Porsche Cayenne — практически поголовно. Хотя если машина новая и дорогая, такие водители скорее просто искренне удивляются, что их вообще остановили. А если это престижная, но уже старая и купленная в кредит подержанная иномарка, затянутая в тонировку, там сидит какой-нибудь молодой парень и начинает качать права.
На самом деле у нас каждый день просто множество причин, по которым мы можем остановить любого водителя. Разные операции идут круглосуточно. Или на машину может быть ориентировка — их столько угоняют, и столько машин проходят по ориентировке, что можно вообще любую проверить. То есть у нас есть достаточное основание полагать, что машина может быть в угоне».
Про поддельные полисы ОСАГО
«Ждать оформления ДТП приходится по 2-3, а то и больше часов. Но многие боятся оформлять Европротокол, особенно если авария с таксистами. Хотя это удобно, если виновник очевиден. Но водители не рискуют, зная, что у виновника будет поддельный полис ОСАГО. И, если честно, я могу их понять.
Но тут доходит до смешного. В нашу патрульную машину как-то зимой въехал водитель-иностранец. Если авария происходит с патрульными машинами, все непросто. Мы тогда устали писать объяснительные, как же все произошло. А дело было так: приехали оформлять ДТП наши сослуживцы, все написали, мы разъехались. И потом оказалось, что у того водителя поддельная страховка. За счет государства, нам сказали, чинить машину не будут, а водителя этого ищи-свищи. И платить за ремонт пришлось самим! Нашему МВД оказалось проще взыскать все с инспекторов, чем искать водителя с поддельной страховкой.
По логике, если инспектор пробивает полис ОСАГО по базе, должно быть видно, есть полис или нет. Но база может подвиснуть. И тогда все, никак не проверить, поддельный это полис ОСАГО или нет. Бывает, люди показывают, что есть страховка: и ОСАГО, и даже каско. А по номеру машины забиваешь, и оказывается, что ОСАГО нет. Но может оказаться, что полис просто не внесли в базу, или он не подгрузился. И у нас нет оснований не доверять такому водителю. И получается, что инспекторы на 100% не могут сами проверить, есть ОСАГО или нет».
Про техосмотр
«Сейчас обсуждают техосмотр и штрафы, если его нет. Так вот, у нас даже нет юридического основания проверить его у обычного водителя. Есть строго установленный перечень документов, которые должен показать водитель инспектору ГИБДД, и техосмотра там нет. У таксистов, у разных юрлиц мы можем проверить, а у физлиц — нет».
Про споры с водителями и камеры
«Я вообще за то, чтобы съемка велась круглосуточно во время службы — пусть все время работают регистраторы. И сам я, когда понимаю, что с водителем сложно, и будет конфликт, включаю запись на телефоне и кладу его в нагрудный карман. Вообще раздражает, когда водители заявляют, что не дают разрешения на съемку — мне оно не нужно. Снимать нас тоже могут, мы на службе и в общественном месте.
Во многих спорных ситуациях видеосъемка защитит инспектора ГИБДД. Он будет знать, что в случае проблем эту запись поднимут, и будет видно, кто хамил, кто не хамил, и кто еще с кем грубо разговаривал. Потому что сейчас много кто может нажаловаться. Нам приходится подолгу отписываться, составлять объяснительные, а на самом деле все иначе. И если на записи ничего такого нет, получается, что инспектора ложно обвинили. А это уже ответственность — административная или уголовная. В зависимости от того, в чем инспектора обвиняют».
Про блогеров и пандемию
«Бюрократии стало очень много. Например, вот происходит что-то в соцсетях, какой-то блогер опубликовал, как нарушает ПДД, нас могут поднять среди ночи, чтобы мы немедленно его нашли и разобрались. Потому что где-то руководство возмущено. То есть мы должны бросить вообще все дела или решать их в собственное время.
В пандемию по всей России очень упали показатели по ДТП, в том числе с погибшими и пострадавшими, с детьми. Были дни, когда вообще все было по нулям. Очень здорово. Но теперь прошел год, и если сравнивать статистику, то по некоторым параметрам огромный прирост — ДТП, погибших, раненых. С нас требуют улучшать показатели любыми способами. Но почему-то никто не думает о том, с чем связан такой рост».
Про взятки
«Брать взятки стремно, я даже не знаю, кто это делает. И все происходящее в машине снимают на регистраторы. За его отключение грозит взыскание — сотруднику впишут неполное служебное соответствие. Это один шаг до увольнения. И я не верю в аргументы о том, что они как-то сами могут разряжаться. Даже зимой — в машине же тепло».
Про угоны
«К камерам тоже много вопросов. Скорость на некоторых магистралях установлена низкая, водителям приходят штрафы, они злятся. А еще эти штрафы за непристегнутые ремни — они приходят в Казани и в Москве. Как они это точно определяют? Как-то на тоненького все это. Конечно, камеры хорошо помогают раскрывать преступления. А вот угоны ползут вверх.
Раньше как было: на всех выездах из города стоят стационарные посты. На автомобили обычно устанавливают подложные номера — и если на машину есть ориентировка и на нее нет документов, это точно вызовет подозрения. Теперь, если машину захотят угнать, то точно это сделают. За два часа ее разберут — и все. В Москве, если машина уедет за пределы МКАД, то конец. Да, камера может распознать подложные номера, но нас, инспекторов, на дорогах так мало, что такой автомобиль бывает и некому задержать — по рации слышим, а машина далеко.