Советский автопром у многих ассоциируется с простыми и надежными машинами, большинство из которых вряд ли могут похвастаться ярким и необычным дизайном. Кто-то еще может вспомнить различные правительственные автомобили, выпускавшиеся в стране Советов с завидной регулярностью.
Однако помимо этого, в СССР велась активная разработка интересных спортивных машин, часто не имеющих аналогов за границей. Среди них встречались экземпляры с нестандартным дизайном и впечатляющими техническими характеристиками. Все самые интересные и быстрые автомобили СССР — в материале Autonews.ru.
ГЛ-1
ГЛ-1 считается первым советским гоночным автомобилем, который был создан в заводских условиях, а не энтузиастами-любителями. Двухместную машину с открытым кузовом построили на базе ГАЗ М-1 в 1938 году. Автором проекта стал начальник экспериментального цеха ГАЗа Евгений Агитов. ГЛ-1 укомплектовали модернизированным 3,3-литровым бензиновым двигателем мощностью 65 л.с. (стандартный агрегат развивал 50 сил). С таким мотором автомобиль смог разогнаться до рекордных 145 км/ч.
Спустя два года машину модернизировали, немного изменив кузов и оснастив специальным колпаком над водительскими сиденьем. Также инженеры заменили мотор на 3,8-литровый агрегат с отдачей 110 л.с. После этого максимальная скорость гоночного автомобиля возросла до 162 км/ч.
«Победа-Спорт»
В 1950 году на Горьковском автомобильном заводе специально для линейных гонок подготовили необычный автомобиль под названием «Победа-Спорт», который также известен под именем ГАЗ-СГ1. Новинку построили на базе модели ГАЗ-20, а ее главными особенностями стали кузов обтекаемой формы и 2,5-литровый двигатель с нагнетателем мощностью в 105 л.с. Машина могла разгоняться до рекордных в то время 191 км/ч. В результате этот гоночный автомобиль установил несколько национальных рекордов скорости на разных дистанциях. В 1956 году «Победу-Спорт» переделали в родстер.
МАЗ-1500
МАЗ-1500 был одним из самых стильных спортивных автомобилей СССР. Дизайн машины создавался явно с оглядкой на Mercedes 300 SLR. Развесовка по осям — 48:52. Под капотом родстера инженеры Минского завода установили двигатель от Москвича-407, который подвергся небольшой модернизации. Мощность агрегата составляла 60 л.с., что для спортивного автомобиля тех лет было не самым выдающимся показателем.
Впрочем, даже с таким двигателем спорткар массой в 720 кг мог разогнаться до 165 км/ч. Для кольцевых гонок того времени (именно для них и проектировался автомобиль) это не самый плохой результат. Всего было выпущено два МАЗ-1500, которые участвовали в соревнованиях до 1960-х. О дальнейшей судьбе этих машин информации нет.
«Сокол-650»
«Сокол-650» — это настоящий гоночный болид, создание которого окутано множеством тайн и легенд. Разработка машина велась немецкими специалистами Auto Union, оказавшимися в зоне советской оккупации после Второй мировой войны и трудившимися теперь в Научно-техническом бюро автомобилестроения (НТБА). Автомобиль проектировался для участия в гонках «Формула-2» и впервые в классе получил среднемоторную компоновку. Болид, вес которого составил 632 кг, оснастили 152-сильным мотором. Машина могла разогнаться до 260 км/ч.
По одной из версий, со временем проектом сильно заинтересовался любитель автогонок Василий Сталин. После чего он просто вывез два болида в СССР, где они получили название «Сокол-650» и поступили в распоряжение команды мотоциклетного клуба ВВС. До участия в мировых соревнования автомобили решили испытать на Чемпионате Москвы. Однако гонка, которая проходила на Минском шоссе, закончилась для «Сокол-650» полным провалом. Считается, что виной стала слишком сложная настройка двигателя, с которой советские механики просто не смогли разобраться. После провала на чемпионате проект ожидаемо был заброшен.
«Торпедо-ГАЗ»
Главным разработчиком гоночного «Торпедо-ГАЗ» стал Алексей Андреевич Смолин, который до прихода на Горьковский автозавод трудился главным конструктором на авиационном предприятии. Опытный инженер решил воспользоваться идеями, применяемые в разработке летательных аппаратов. Поэтому не удивительно, что внешне гоночный «Торпедо-ГАЗ» больше напоминает ракету на колесах, чем обычный автомобиль.
Более того, кузовные панели машины были выполнены из алюминия, который активно применялся именно в авиастроении. Под капот необычного автомобиля установили форсированный мотор ГАЗ-20 мощностью 105 л.с. «Топредо-ГАЗ» мог разгоняться до внушительных 190 км/ч, что позволило машине установить несколько всесоюзных рекордов.
ЗИЛ-112С
ЗИЛ-112С — последняя и, наверное, самая известная модель в спортивной линейке автомобилей Завода имени Лихачева. Автомобиль, выпущенный в начале 1960-х, внешне чем-то напоминал Ferrari-250. Впрочем, технически советский спорткар существенно отличался от итальянской машины.
ЗИЛ-112С оборудовали двигателем от ЗИЛ-111 мощностью 240 л.с. и модернизированной трехступенчатой механической коробкой передач, которая до этого использовалась на ЗИС-110. Однако уже в 1964 г. машина получила новый двигатель — 200-сильный бензиновый агрегат, позаимствованный у ГАЗ-13 «Чайка». Спустя год на ЗИЛ-112С опробовали агрегат от ЗИЛ-114, мощность которого достигала 270 л.с.
«Москвич-404 Спорт»
Гоночное купе «Москвич-404 Спорт» выпустили в 1954 г. в единственном экземпляре. Спорткар оснастили экспериментальным 1,1-литровым двигателем отдачей 58 лошадиных сил. С таким агрегатом автомобиль мог разогнаться до 147 км/ч. Двухместный «Москвич-404 Спорт» получил несущий кузов, который изготовили вручную из стального листа. Кстати, у этого автомобиля не было привычных дверей. Чтобы попасть в салон, следовало перешагнуть через борт машины.
В 1957 г. модель оборудовали 70-сильным мотором, а спустя два года машина получила новую четырехстпенчатую коробку передач. Спортивная карьера «Москвича-404» закончилась в 1965 году, когда его списали.
«Меркурий»
В начале 1980-х группа энтузиастов, состоящая из слесаря, скульптора и архитектора, построила на базе всем известной «шестерки» спорткар с кузовом из стеклопластика. Новинка получила название «Меркурий», а ее первый экземпляр собрали в обычном гараже.
Техническую составляющую машина практически полностью позаимствовала у ВАЗ-2106. Позже было выпущено еще четыре «Меркурия». Несколько таких машин до сих пор находятся на ходу.