branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Новые правила техосмотра и ОСАГО вступили в силу. Что нужно знать

Страховые компании с 22 августа начали продавать полисы ОСАГО без проверки диагностической карты. Нужно ли теперь приезжать на техосмотр и в каких случаях могут выписать штраф
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

В России вступили в силу новые правила техосмотра. С 22 августа 2021 года автомобилистам больше не нужно предъявлять диагностические карты для покупки ОСАГО в страховой компании. Такое упрощение прописано во вступивших в силу изменениях в законодательство: из закона о безопасности дорожного движения исключена норма о необходимости проведения технического осмотра для получения полиса ОСАГО. Речь идет только об автомобилях, принадлежащих физическим лицам.

Для чего ОСАГО отвязали от техосмотра

Как объяснил Autonews.ru один из авторов закона, депутат Госдумы Анатолий Аксаков, такие изменения необходимы для повышения доступности обязательной страховки. По его словам, пунктов техосмотра в России хватает далеко не во всех регионах. В итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховать свою ответственность даже при всем желании. Теперь же, как уверен депутат, даже те водители, которые по каким-либо причинам игнорировали необходимость приобрести ОСАГО, начнут это делать.

«Автомобилисты и без заезда на техосмотр несут ответственность за техническое состояние своих машин, — сказал Аксаков. — Большинство автовладельцев исправно посещают сервисы или дилерские центры. Поэтому наличие диагностической карты при оформлении ОСАГО никакой роли уже не играет».

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва» Новости 20 августа 2021 В ЦБ подтвердили возможность покупки ОСАГО без техосмотра с 22 августа
Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Бобылев ОСАГО 2 августа 2021 Водителей без ОСАГО начали жестко наказывать. Грозят даже арестом

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков (РСА) добавили, что не видят существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. В ГИБДД привели статистику, согласно которой из порядка 2 млн ДТП на аварии по причине технической неисправности автомобилей происходит всего 2 тыс. случаев.

«И даже в этих случаях далеко не всегда доказано, что именно сама техническая неисправность привела к аварии, — уточнили в РСА. — То выходить, что доля аварий по причине технической неисправности автомобиля в общей массе — менее 0,1%».

Доля аварий по причине технической неисправности автомобиля в общей массе — менее 0,1%.
Доля аварий по причине технической неисправности автомобиля в общей массе — менее 0,1%. (Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»)

Представители страховых компаний считают, что теперь водителям станет проще получить услугу. К примеру, так заявил исполнительный директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Сергей Скоморохин.

«Нововведение упростит процесс оформления договора ОСАГО, ведь теперь прохождения техосмотра не будет привязано к дате оформления полиса. Это логичный шаг, так как взаимосвязь между ТО и ОСАГО отсутствует», — уверен эксперт.

Какие документы теперь нужны для оформления ОСАГО

Для покупки полиса ОСАГО после вступивших в силу изменений потребуются следующие документы:

  • заявление о заключении договора ОСАГО;
  • паспорт;
  • документы на транспортное средство;
  • водительское удостоверение;
  • договор купли-продажи — если автомобиль только что приобретен.

Изменится ли цена полиса ОСАГО

По словам представителей РСА, некоторые страховщики, которые увидят корреляцию в возможности ДТП и фактом прохождения техосмотра, будут учитывать его прохождение как тарифный фактор. «Такая возможность уже существует», — признали в РСА. Примерно также говорят и «Росгосстрахе».

«Каждая страховая компания теперь сама определяет факторы риска, и теоретически можно предположить, что кто-то из страховщиков будет устанавливать базовый тариф с учетом пройденного техосмотра, — рассуждает в беседе с Autonews.ru директор направления по управлению портфелем ОСАГО ПАО СК «Росгосстрах» Юрий Стрекалов. — На цене полисов «Росгосстраха» отсутствие диагностической карты вряд ли отразится. Мы не видим статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра».

Некоторые страховщики, которые увидят корреляцию в возможности ДТП и фактом прохождения техосмотра, будут учитывать его прохождение как тарифный фактор.
Некоторые страховщики, которые увидят корреляцию в возможности ДТП и фактом прохождения техосмотра, будут учитывать его прохождение как тарифный фактор. (Фото: Александр Рюмин / ТАСС)

Между тем в компании «Альфа.Страхование» категорически заявили, что наличие или отсутствие техосмотра на стоимость полиса ОСАГО не окажет. Там считают, что никакой связи с ценообразованием эти изменения не имеют.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО все равно продадут

Сама проверка остается обязательной. Более того, как напомнили в РСА, с 1 марта 2022 года вступит в силу новая редакция КоАП. Согласно поправкам, за отсутствие техосмотра автомобилистам будет грозить штраф в 2 тыс. рублей. Планируется, что такое нарушение будут фиксировать дорожные камеры: в случае отсутствия страховки, водители будут раз в сутки получать такие постановления.

Такой штраф, по мнению РСА, и станет стимулом для водителей обязательно приезжать на станции техосмотра. При этом сами инспекторы ГИБДД в беседе с Autonews.ru признались, что сейчас у них нет никаких оснований для проверки наличия диагностических карт. Так теоретически и сейчас автомобилисту могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1. «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Однако на деле такая мера практически не работает.

«У нас даже юридического основания проверить техосмотр у обычного водителя-физлица. Есть строго установленный перечень документов, которые должен показать водитель инспектору ГИБДД, и техосмотра там нет. У таксистов, у разных юрлиц мы можем проверить, а у физлиц — нет», — рассказывал Autonews.ru один из инспекторов.

У инспекторов ГИБДД нет даже юридического основания проверить техосмотр у обычного водителя-физлица.
У инспекторов ГИБДД нет даже юридического основания проверить техосмотр у обычного водителя-физлица. (Фото: РБК)

Между тем, автомобилистам без техосмотра могут грозить и более серьезные проблемы, чем штраф в 2 тыс. рублей. Как предупреждают в РСА, если ДТП случится из-за технической неисправности автомобиля виновника аварии, и у этого виновника не окажется актуальной диагностической карты, к нему может быть применен регресс со стороны страховой компании. Это означает, что страховщик покроет весь причиненный потерпевшей стороне регресс в пределах 400 тыс. рублей по «железу» или же 0,5 млн рублей, положенных за ущерб, причиненный жизни и здоровью. Однако потом эту суммы страховщик в судебном порядке будет взыскивать со своего клиента.

«Страховые компании имеют право предъявления регрессного требования, если автовладелец не исполнил свою обязанность пройти обязательный техосмотр и стал виновником аварии, — заявил представитель СК «Росгосстрах» Юрий Стрекалов. — Решение о целесообразности выставления регресса каждый страховщик принимает самостоятельно, руководствуясь экономической эффективностью такого действия, предполагающего необходимость проведения технических экспертиз и ряда юридических действий, в том числе и обращения в суд».

Можно ли получить скидку на ОСАГО за пройденный техосмотр

Некоторое время назад глава ГИБДД России Михаил Черников выступил с видеообращением, в котором анонсировал возможную отмену обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов. Документ с такой инициативой МВД отправило на рассмотрение кабинета министров. Параллельно Черников предложением снизить стоимость ОСАГО для тех водителей, кто все-таки пройдет техосмотр на добровольной основе.

Тем не менее, страховщики не планируют давать скидку за пройденный техосмотр ни в случае его отмены, ни в случае сохранения необходимости раз в год обновлять диагностическую карту.

Страховые компании имеют право предъявления регрессного требования, если автовладелец не исполнил свою обязанность пройти обязательный техосмотр и стал виновником аварии.
Страховые компании имеют право предъявления регрессного требования, если автовладелец не исполнил свою обязанность пройти обязательный техосмотр и стал виновником аварии. (Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»)

«Поскольку нет статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра, мы не видим и возможность давать скидку за прохождение проверки», — объяснили в «Росгосстрахе».

В компании «АльфаСтрахование» сообщили, что негативно относятся к идее предоставлять скидки. «В настоящее время нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности автомобилей и введение подобных скидок невозможно, — считает исполнительный директор департамента обязательных видов страхования Сергей Скоморохин. — Кроме того, если посмотреть на то, как сейчас формируется предложение по цене и какие факторы используются страховщиками, при расчете стоимости, есть уверенность, что добровольность в прохождении техосмотра никак не скажется на цене ОСАГО».