Верховный суд РФ разъяснил, что не только письменный, но и устный отказ от прохождения медицинского освидетельствования приравнивается к отказу проходить эту процедуру. Постановление суда опубликовано на официальном сайте Верховного суда.
Судья рассматривал дело жителя Омска Николая Тихомирова, который в сентября 2020 года был остановлен сотрудниками ГИБДД. Водителю предложили пройти освидетельствование, потому что его поведение «не соответствовало обстановке». Процедура не выявила опьянения, на что инспекторы предложили автомобилисту пройти уже медицинское освидетельствование. Водитель устно отказался это сделать.
При этом в законе сказано: если — даже несмотря на показания алкотестера — есть основания полагать, что водитель пьян, его все равно можно отправить проходить медицинское освидетельствование. Водитель устно согласился с этим, однако отказался в письменной форме подтвердить свое согласие.
Тихомирова задержали и изъяли его автомобиль. Водитель не был с этим согласен и обратился в суд, который оштрафовал автомобилиста на 30 тысяч рублей и лишил права управлять автомобилем на полтора года. Он подал жалобу в Верховный суд.
Но и Верховный суд постановил, что сотрудники ГИБДД действовали в соответствии с законом. Там подчеркнули, что проведение медицинского освидетельствования предполагает добровольное участие в этом водителя, при этом отказ от прохождения процедуры может выражаться любым способом — «как в форме действия, так и в форме бездействия».
Получается, что отказ выразить письменное добровольное согласие в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование приравнивается к отказу от его прохождения.