Госдума в новом созыве поставит точку в судьбе техосмотра в России. В обязательном порядке получать диагностическую карту придется только новому владельцу автомобиля после его покупки. И только в случае, если машина будет старше четырех лет. Об этом стало известно после очередного заседания Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин.
Как сообщил секретарь Генсовета «Единой России» и первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, соответствующий законопроект уже дорабатывают парламентарии от «Единой России» вместе с кабмином. По словам Турчака, которые приводит пресс-службе правительства России, необходимый законопроект, внесут в Госдуму и оперативно примут в новом созыве.
«Партия «Единая Россия» предлагает сохранить обязательный техосмотр только при смене владельца. И только в случае, если автомобиль или мотоцикл старше четырех лет. Для всех остальных случаев мы предлагаем процедуру сделать добровольной. Эта инициатива распространяется исключительно на физических лиц. Для коммерческого транспорта она действовать не будет», — объяснил Андрей Турчак.
Согласно сообщению на сайте Госдумы, Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин, одобрила инициативу по упрощению процедуры техосмотра.
«Предложение «Единой России» давно назрело. Мы предварительно неоднократно этот вопрос обсуждали с МВД, думали о подходах, советовались, взвешивали ситуацию. Сегодня на комиссии поддержали эту идею. за безопасностью своего мотоцикла или автомобиля в первую очередь должен следить собственник», — сказал зампред правительства.
Турчак также сообщил, что при сборе предложений в народную программу «Единой России» поступило большое количество обращений по поводу упрощения процедуры прохождения техосмотра для автомобилей и мотоциклов.
«Действующие правила проведения техосмотра уже морально устарели, они были приняты в 1994 году. Все процедуры превратились в банальную формальность. И многие это воспринимают как дополнительный налог или даже оброк при оформлении полиса ОСАГО», — отметил секретарь Генсовета «Единой России».
Почему техосмотр решили отменить
С идеей отмены техосмотра и лишения этой процедуры обязательного статуса недавно выступили в МВД. О намерениях ведомства сообщал глава ГИБДД России Михаил Черников, который подчеркивал, что речь тут идет только о физлицах. Транспорт, который принадлежит юрлицам, упрощение не затронет.
В ГИББ объясняли: в соответствии с ПДД владелец обязан следить за техническим состоянием своей машины, проверять ее перед выездом и обеспечить исправность автомобиля в пути. А международные обязательства России, предусмотренные Венской конвенцией, предписывают обязательное прохождение техосмотра только для автобусов и грузовых автомобилей свыше 3,5 тонн, а также прицепов.
«Принимая во внимание все вышеперечисленное, МВД выступило с инициативой отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов физлиц. Предложение направлено в правительство. МВД считает возможным разработать меры стимулирования автомобилистов к добровольному прохождению техосмотра», — объяснял Михаил Черников.
При этом он не исключал, что, если водители все-таки решат пройти эту процедуру добровольно, страховым компаниям стоило бы предоставить им скидки на ОСАГО. Также дополнительным стимулом стало бы снижение транспортного налога.
Количество операций для прохождения техосмотра сократят
Перевод техосмотра на добровольную основу — не единственные изменения, которые пройдут в рамках реформы. Параллельно Минтранс уже опубликовал законопроект, который заметно список пунктов для проверки на станциях техосмотра сократят.
Согласно действующей редакции закона «О техническом осмотре транспортных средств…», для получения диагностической карты автотранспорту нужно пройти 82 пункта. После актуализации перечня в нем останется 59 пунктов для проверки. Проект постановления до 10 сентября будет проходить антикоррупционную экспертизу, кроме того, его рассмотрят в Министерстве экономического развития. В случае одобрения, законопроект отправится на утверждение премьер-министру Михаилу Мишустину.
То есть, даже если новому владельцу при покупке автомобиля старше четырех лет на вторичном рынке и придется заехать на станцию техосмотре, количество процедур будет уже меньше. Только делать это придется не в «серую»: без фотофиксации и реальной проверки ГИБДД будет такие карты аннулировать.
Для упрощения прохождения техосмотра в МВД считают необходимым отказаться от проверки следующих пунктов:
- наличия коррозии элементов тормозной системы, грозящей потерей герметичности или разрушением;
- наличия механических повреждений тормозных трубопроводов;
- способности стеклоомывателя подавать жидкости в зоны очистки стекла;
- содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств;
- уровня шума выпускной системы транспортного средства;
- способности тягово-сцепных устройств обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром;
- наличия каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств;
- наличия мест установки государственных регистрационных знаков, а также соблюдения требований по их креплению;
- требований к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов.
Стоимость техосмотра изменится
Учитывая глобальную перестройку системы техосмотра, стоимость этой услуги должна измениться. В ФАС, согласно протоколу одного из заседаний в Минэке, уже разрабатывают новую методику расчета предельного размера платы за прохождение технического осмотра. Об этом на совещании рассказывал начальник отдела машиностроения Управления контроля промышленности ФАС России Никита Филиппов. Autonews.ru направил в ФАС соответствующий запрос, но ответ пока не поступило.
При этом представители станций техобслуживания считают, что не смогут сохранить свой бизнес, обслуживая только коммерческий транспорт, принадлежащий организациям. По оценке председателя Союза операторов технического осмотра Максима Бурдюгова даже значительное повышение стоимости этой услуги не поможет собственникам пунктов техосмотра продолжить работу — он уверен, что техосмотр должны проходить все, а цена услуги должна составлять около 2-2,5 тыс. рублей.
В свою очередь генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко рассказал, что давно отказался от оказания такой услуги из-за ее нерентабельности. Сам техосмотр в текущем виде он считает бесполезным и уверен, что его «нужно было отменить уже давно».
При этом глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин уверен, что многие пункты техосмотра закроются и тогда новым собственникам негде будет получать такие диагностические карты. То же самое относится и к коммерческому транспорту.
Штраф в 2000 рублей будет действовать только для новых собственников
С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будет действовать новый штраф в 2000 рублей. Такие изменения уже внесены в КоАП. Фиксацию такого нарушения планируют организовать при помощи дорожных камер. Предполагается, что штраф будет приходить раз в сутки. С учетом нововведений получается, что такая норма будет распространяться только на новых собственников-физлиц, которые не пройдут техосмотр после покупки машины на вторичном рынке. Но только в тех случаях, если автомобиль окажется старше четырех лет — если же возраст машины окажется ниже, на пункт техосмотра приезжать не придется.