Спецстоянка для эвакуированных за нарушение правил парковки автомобилей — неприятное дополнение к административному штрафу. В Москве чаще всего увозят автомобили, когда они создают потенциальную опасность на дорогах или провоцируют заторы. Если водитель оставит машину на пешеходном переходе, остановке общественного транспорта, на трамвайных путях, в тоннеле, на проезжей части или в других местах, где запрещены остановка/стоянка, это создает не только риск ДТП, но и высокую вероятность потери машины.
Впрочем, есть и неоднозначные ситуации. Например, если остаться формальным собственником машины после ее продажи (когда покупатель затягивает с постановкой на учет), есть риск поплатиться за ошибки нового владельца. При этом поиски реального собственника могут занять годы, а счет за каждый день хранения автомобиля на стоянке будет только расти. А если на спестоянку увезут машину, чей собственник задолжал приставам, без оплаты свое имущество вернуть тоже не получится.
В такую сложную ситуацию недавно попал бывший, как он думал, владелец ржавых «Жигулей». В 2015 году он продал автомобиль, а новый покупатель машину на себя в ГИБДД не перерегистрировал. В итоге автомобиль попал на штрафстоянку Администратора московского парковочного пространства (АППП) в Москве и застряла там на годы. Когда собственника чудом нашли, уже в 2021 году ему выставили счет на 1,5 млн рублей — именно столько накопилось за все время хранения автомобиля. Корреспондент Autonews.ru отправилась на штрафстоянку АМПП в Москве на проезде Энтузиастов, чтобы выяснить, почему машины могут храниться там месяцами и почему их никто не забирает.
Тюрьма для автомобилей
Добраться до штрафстоянки АМПП на шоссе Энтизиастов — уже наказание для тех, кто неожиданно лишился машины. Придется ехать либо на старой электричке в сомнительной компании, либо идти пешком. Есть еще вариант с каршерингом или такси — на таком транспорте с 10 утра чаще всего подъезжали собственники, чтобы вызволить свои автомобили.
Проштрафившиеся машины, оклеенные зеленой лентой, сюда попадают на зеленых же эвакуаторах, которые снуют через железные ворота туда-сюда. Всего за 20-30 минут такие заходы совершили с десяток эвакуаторов. И почти на каждом — машина каршеринга или такси.
Пройти на территорию штрафстоянки могут только владельцы автомобилей, поэтому пришлось подождать оформления пропуска.
Далее через пост охраны выходим на огромную площадку, на которой расположились сотни автомобилей. Вместимость этой точки — более 700 машиномест. Для удобства транспорт ставят по секторам: есть зона для мотоциклов и мопедов (их чаще всего забирают у нетрезвых водителей, а не за нарушение парковки), для такси и каршеринга, автобусов и самых «свежих» автомобилей, за которыми, скорее всего, владельцы приедут совсем скоро. Меня же в первую очередь интересуют автомобили, которые по каким-то причинам надолго застряли в этом странном месте: месяцы и даже, возможно, годы. Таких здесь очень много.
Как узнать, что машину эвакуировали
Далеко не все собственники быстро приходят за своими автомобилями, рассказали в АМПП. При этом современный житель мегаполиса может быстро отследить пропажу и понять, что машину эвакуировали.
Если данные о машине занесены в приложении «Парковки Москвы», при помощи которого водитель оплачивает платную парковку, собственник получит уведомление, что автомобиль увезли. Также, если водитель не обнаружит машину на привычном месте, можно позвонить по телефону горячей линии в «Московский транспорт». Там операторы по номеру автомобиля проверят, не увезли ли автомобиль на спецстоянку, а если это так, назовут ее адрес. Решение об эвакуации автомобиля принимают инспекторы МАДИ или ГИБДД.
«Мы же только исполнители, то есть отвечаем за перемещение и хранение. Автомобиль хранится на спецстоянке до того момента, как его заберет владелец. Если владелец долгое время не забирает свое транспортное средство и не интересуется его дальнейшей судьбой, ГКУ «АМПП» обращается в суд для признания автомобиля бесхозяйным. У ГКУ АМПП нет доступа к данным о владельцах транспортных средств, поэтому поиском собственника может заниматься только суд» — рассказали в АМПП, пока я изучала собранные экспонаты.
Мы останавливаемся у разъеденного ржавчиной и мхом автохлама, который явно стоит здесь не первый год.
«А что же делать в таких случаях, как владельцев извещают о пропаже?» — интересуюсь я.
«Надо позвонить в call-центр и узнать, что случилось, а еще можно посмотреть информацию на сайте parking.mos.ru, в приложении «Парковки Москвы» или же позвонить в ГИБДД, где также есть информация об эвакуации. Если этого не сделать, эти автомобили здесь будут находиться до тех пор, пока их не признают бесхозяйными в суде», — объяснили в АМПП.
Возможные ситуации, когда собственник может даже не догадываться о судьбе своего автомобиля, в поле ответственности АМПП не входит. Там напомнили, что каждый владелец обязан отвечать и нести ответственность за свою машину. Ведь признание автомобиля бесхозяйным не снимает с собственника обязанности оплатить перемещение и хранение. Оплату будут требовать с того лица, на которое был зарегистрирован автомобиль на момент его эвакуации. Поэтому водителям рекомендуют самостоятельно снимать автомобили с учета в ГИБДД спустя 10 суток после их продажи.
Это не обязательно для бывших владельцев. Но если новый собственник не поставит автомобиль на учет, все штрафы и налоговые обязательства будут продолжать приходить предыдущему владельцу. Поэтому даже если водитель приехал из другого города и не знаком с местными правилами и не зарегистрирован ни в каких московских сервисах, ему придется разобраться в этой схеме и желательно побыстрее.