Езда без полиса ОСАГО может привести не только к штрафу в 800 рублей, но и к аресту. Региональные подразделения ГИБДД регулярно отчитываются о случаях, когда инспекторы повторно задерживают автомобилистов без страховки. Как правило, в случае повторного нарушения водитель получает еще один штраф, но уже привлекается к суду за неповиновение законным требованиям полицейских.
Один из недавних случаев, о котором ГИБДД сообщила на своем официальном сайте, произошел с водителем из Красноярского края. В июле мужчину остановили и оштрафовали на 800 рублей за езду без ОСАГО, а также вручили предписание застраховать автомобиль. В бумаге было указано, что в случае отказа от страховки при повторной проверке водителя могут привлечь по статье 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции». Наказание по ней предусматривает как штраф, так и арест до 15 суток. В итоге по решению суда красноярский водитель получил двое суток ареста.
Как часто езда без ОСАГО приводит к аресту
Autonews.ru обратил внимание на случаи ареста водителей за езду без ОСАГО летом этого года. В частности, публичность получила история автомобилиста из Челябинска, которого в июле оштрафовали за отсутствие ОСАГО и также передали на подпись предписание о возможном аресте за повторное нарушение. Нарушитель бумагу подписывать не стал, что с юридической точки зрения не освобождает его от ответственности при повторной проверке. Похожий случай в июле произошел в Миассе, где после повторного штрафа за езду без ОСАГО водителя арестовали на семь суток.
В ответ на запрос Autonews.ru о практике ареста за езду без ОСАГО в МВД ответили, что не ведут такой статистики, так как она не предусмотрена законодательными нормами. Не оказалось такой статистики и у представителей Российского союза автостраховщиков (РСА).
Как работает арест за еду без ОСАГО
Статья 19.3 КоАП в качестве наказания подразумевает не только арест до 15 суток. За неповиновение сотрудникам полиции суд может назначить штраф в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Подобная схема уже давно применятся в борьбе с чрезмерной тонировкой. Однако в случае незаконного затемнения стекол, устранить нарушение можно даже месте, но если такой возможности нет, то в предписании указывается срок на устранение в 10 дней. С ОСАГО ситуация иная: фактически инспектор ГИБДД требует не просто устранить нарушение, а купить страховку. На это в беседе Autonews.ru обращают внимание юристы и депутаты.
По словам депутата Госдумы Ярослава Нилова, в ситуации со страховкой отсутствуют основания для ареста водителей, а суды «принимают странные решения».
«Конечно, я отрицательно отношусь к тому, что водители ездят без ОСАГО. Но если у водителя нет полиса ОСАГО, то на каком основании его арестовывают? Мы отправим запросы в прокуратуру и в ГИБДД России по данной теме. Водитель и так несет ответственность за отсутствие ОСАГО — платит штраф», — объяснил Нилов.
При этом депутат согласен с применением такой же меры в случае с тонировкой, потому что в таких ситуациях прописан срок устранения проблемы. «В законе такого нет — полицейский может только просить предъявить документы», — считает парламентарий.
Что говорят юристы
Полиция имеет полное право применять статью КоАП 19.3 и привлекать водителей за неповиновение, убеждена главный юрисконсульт компании «Правокард» Анна Куклева. «Основная деятельность полиции направлена в том числе на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также обеспечение безопасности дорожного движения. Инспектор имеет право требовать прекращения противоправных действий. За повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО водителя можно привлечь по ст.19.3», — объяснила Куклева.
Ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала обратил внимание, что водителю не обязательно ставить подпись на постановлении об устранении нарушения — достаточно просто ознакомиться с бумагой.
«Если водитель отказывается от подписания и получения требования, то это не освобождает его от обязанности страховаться. Инспектор может сделать отметку, что водитель отказался от его подписания и получения или может заснять отказ водителя на видео», — добавил юрист.
Штрафовать за езду без ОСАГО будут камеры
Общественники также считают арест справедливым наказанием за повторный отказ от обязательного автострахования. Такие водители, по словам координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, в случае ДТП всегда становятся проблемой для других автомобилистов.
«Сначала водителя предупреждают о необходимости приобрести полис ОСАГО, поэтому если он не выполняет это предписание, то подобное наказание видится логичным. К сожалению, отказ от приобретения полиса — это эгоизм. Как правило такие водители, нанеся ущерб другим участникам движения, потом идут в отказ и оставляют пострадавшего человека один на один с проблемами», — пожаловался Шкуматов.
В марте 2022 года в России планируют запустить новую систему, которая позволит рассылать штрафы за езду без ОСАГО с дорожных камер. Сегодня наказывать за отсутствие страховки могут только инспекторы ГИБДД, но в случае принятия нового проекта КоАП, который сейчас проходит стадии обсуждения, такая возможность появится и у камер фото и видеофиксации.