branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Екатерина Демишева
Подписаться на Telegram-канал

Изменения в системе ОСАГО: водителям рассказали, к чему готовиться

Новый расчет стоимости запчастей, повышение выплат по жизни и здоровью и отмена износа — какие изменения приведут к росту стоимости полисов ОСАГО и почему лимит по имуществу останется прежним
Фото: Семен Лиходеев / ТАСС
Фото: Семен Лиходеев / ТАСС

Страховые компании поменяли нормативы расчета стоимости запчастей при выплатах по ОСАГО — новая система заработала с 20 сентября. Теперь цены на запасные части автомобиля будут актуализировать каждые три месяца. В связи с этим страховщики уже задумались о том, чтобы выйти в ближайшее время с инициативой о расширении тарифного коридора ОСАГО. Об этом Autonews.ru рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

В этом материале:

  1. Увеличение лимита по жизни и здоровью
  2. Отмена износа запчастей
  3. Лимит по имуществу
  4. Расширение тарифа ОСАГО

Страховые выплаты за причинение вреда здоровью

После пересмотра системы расчета стоимости запчастей произошел рост цен на ежемесячную страховую корзину автокомпонентов ОСАГО — это расчетный набор деталей, которые чаще всего получают повреждения в ДТП. При этом страховщики считают, что пересчет запчастей не приведет к росту максимальной имущественной выплаты по ОСАГО, но повлияет на рост тарифа. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, на страховом рынке давно созрела более важная тема — это повышение лимита по жизни и здоровью, заложенная в полисе ОСАГО. На сегодня он составляет 500 тысяч рублей.

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС Конспекты 20 июня Все об ОСАГО 2024: правила, нюансы, лайфхаки и подводные камни
Фото: Михаил Метцель / ТАСС Новости 22 сентября 2021 В ГИБДД объяснили аресты за езду без ОСАГО

«На сегодняшний момент есть более животрепещущие вещи, которые стоят на первом месте. Это лимит по жизни и здоровью — он составляет 500 тысяч, а по другим видам страхования это уже давно 2 млн рублей. Да, увеличение этого лимита приведет к росту платежей по ОСАГО, но нам кажется, что это наиболее социально значимая вещь. Мы видим, что выплата 500 тысяч рублей давно недостаточна. Норма увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей назрела еще до пандемии, это самая нужная для потребителей сейчас вещь», — считает Евгений Уфимцев.

Выплата 500 тысяч рублей давно недостаточна. Норма увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей назрела еще до пандемии, это самая нужная для потребителей сейчас вещь.
Выплата 500 тысяч рублей давно недостаточна. Норма увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей назрела еще до пандемии, это самая нужная для потребителей сейчас вещь. (Фото: Семен Лиходеев / ТАСС)

Отмена амортизации запчастей

На втором месте для потребителей сегодня стоит проблема амортизации запчастей по ОСАГО, которая влияет на расчет стоимости ремонта. По словам представителя РСА, отмена так называемого износа будет справедливой, но также приведет к росту тарифа. С такой инициативой уже несколько раз выходила группа депутатов Госдумы старого созыва.

На сегодня из денежной выплаты по ОСАГО вычитается сумма амортизации — разница в стоимости между старыми и новыми деталями, которыми заменяют поврежденные. По закону износ может составлять до 50% стоимости детали. Но при ремонте машины в сервисе от страховой амортизация не учитывается. Стоит также учесть, что в феврале 2021 года Верховный суд постановил не учитывать износ запчастей в выплатах, если страховщик не предложил и не организовал ремонт автомобиля.

«Все ругают страховщиков, которые выплачивают суммы по запчастям с учетом износа. И человек, который ремонтирует машину своими силами, видит, что мы рассчитали дешевле, чем стоит новый бампер в реальности. А мы считаем по нормам с износом. Если его отменят, то увеличатся взносы по ОСАГО, но зато выплаты будут более честными, и всем будет хватать на ремонт», — прояснили в РСА.

Таким образом, на рост тарифа по ОСАГО может повлиять не только рост лимита по жизни и здоровью, а еще новый расчет стоимости запчастей, но и отмена существующего сегодня износа. «Мы знаем об инициативе со стороны депутатов и Минфина по увеличению лимита жизни и здоровья, а также по отмене износа. И поддерживаем эту инициативу, но она неминуемо приведет к росту тарифа ОСАГО. Насколько изменится тарифный коридор и страховая премия, будет решать Банк России», — предположил Евгений Уфимцев.

По закону износ может составлять до 50% стоимости детали. При ремонте машины в сервисе от страховой, износ не учитывается.
По закону износ может составлять до 50% стоимости детали. При ремонте машины в сервисе от страховой, износ не учитывается. (Фото: Олег Лозовой / Autonews.ru)

Лимит по имуществу останется прежним

Возможное увеличение лимита по имуществу в РСА назвали следующим этапом. Дело в том, что увеличение стоимости страховки по имуществу, по мнению страховщиков, в первую очередь пойдет для дорогих автомобилей, а в России большинство машин пока остаются в категории выплат до 400 тысяч рублей. За исключением двух регионов — Москвы и Санкт-Петербурга.

«Автопарк в России остается старым, обновление идет не такими большими темпами. Для большинства транспортных средства лимита в 400 тысяч хватает. Поэтому поднять лимит — это будет плюс как раз для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а платить за это будут все остальные. Эта тема сейчас не совсем актуальна, на первом плане сейчас отмена износа и увеличение лимита по жизни и здоровью до двух миллионов», — считает представитель РСА.

Страховые компании тоже посчитали, что лимит в 400 тысяч рублей на сегодня покрывает почти все заявленные убытки клиентов. «Не нужно забывать, что любое изменение лимита, скорее всего, приведет к изменению тарифа. При этом более 98% выплат в ОСАГО сейчас не достигают 400 тыс. руб. Если ущерб в ДТП превышает лимит ОСАГО, то разницу можно получить с виновника ДТП», — рассказал директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахование» Александр Харагезов.

В компании также отметили, что увеличение среднего убытка, к которому приводит инфляция цен на запчасти, конечно, потребует корректировки базовой ставки тарифа.

Достаточным лимит по имуществу в 400 тысяч рублей посчитали и в «Росгосстрахе». По словам директора по управлению портфелем ОСАГО компании «Росгосстрах» Юрия Стрекалова, даже при увеличении стоимости ремонта на 20% доля крупных убытков, выходящих за пределы лимита, не превысит 3%. 

Автопарк в России остается старым, обновление, которое идет, идет не такими большими темпами. Для большинства транспортных средства лимита в 400 тысяч хватает.
Автопарк в России остается старым, обновление, которое идет, идет не такими большими темпами. Для большинства транспортных средства лимита в 400 тысяч хватает. (Фото: Александр Рюмин / ТАСС)

В компании ВСК заявили, что цены на запчасти могут и понижаться. «В связи с этим рассматривать повышение страховой суммы пока преждевременно. В целом, конечно, повышение страховой суммы должно сопровождаться повышением коридора по ОСАГО», — сказала руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО компании ВСК Татьяна Кудрявцева.

Расширение тарифного коридора по ОСАГО

В РСА уверены, что расширение тарифного коридора цен полиса ОСАГО нужно, так как стоимость страховой корзины автокомпонентов за последние полгода растет уже второй раз. Последние отчеты по ценам датированы 15 июня и 19 сентября 2021 года.

«За три месяца стоимость корзины выросла на 10%, поэтому увеличение коридора уже требуется. Если говорить о проблемных водителях, сейчас максимальная стоимость полиса для них недостаточна, с них нужно брать больше, а тариф ограничен. Поэтому приходится брать со всех остальных. Насколько расширить коридор тарифа по ОСАГО будет считать и решать Банк России», — пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Новые справочники по стоимости запчастей начали действовать только 20 сентября. В РСА подтвердили, что через какое-то время после соблюдения всех коллегиальных обсуждений самостоятельно выйдут с предложением расширения тарифа по ОСАГО.

О том, что расширение тарифного коридора уже требуется открыто заявили и в компании «Росгосстрах». По их оценкам, действующих границ не хватает для назначения достаточной цены в 30% случаев. А для более справедливой тарификации требуется как минимум двукратное расширение коридора.