Страховые компании поменяли нормативы расчета стоимости запчастей при выплатах по ОСАГО — новая система заработала с 20 сентября. Теперь цены на запасные части автомобиля будут актуализировать каждые три месяца. В связи с этим страховщики уже задумались о том, чтобы выйти в ближайшее время с инициативой о расширении тарифного коридора ОСАГО. Об этом Autonews.ru рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
В этом материале:
Страховые выплаты за причинение вреда здоровью
После пересмотра системы расчета стоимости запчастей произошел рост цен на ежемесячную страховую корзину автокомпонентов ОСАГО — это расчетный набор деталей, которые чаще всего получают повреждения в ДТП. При этом страховщики считают, что пересчет запчастей не приведет к росту максимальной имущественной выплаты по ОСАГО, но повлияет на рост тарифа. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, на страховом рынке давно созрела более важная тема — это повышение лимита по жизни и здоровью, заложенная в полисе ОСАГО. На сегодня он составляет 500 тысяч рублей.
«На сегодняшний момент есть более животрепещущие вещи, которые стоят на первом месте. Это лимит по жизни и здоровью — он составляет 500 тысяч, а по другим видам страхования это уже давно 2 млн рублей. Да, увеличение этого лимита приведет к росту платежей по ОСАГО, но нам кажется, что это наиболее социально значимая вещь. Мы видим, что выплата 500 тысяч рублей давно недостаточна. Норма увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей назрела еще до пандемии, это самая нужная для потребителей сейчас вещь», — считает Евгений Уфимцев.
Отмена амортизации запчастей
На втором месте для потребителей сегодня стоит проблема амортизации запчастей по ОСАГО, которая влияет на расчет стоимости ремонта. По словам представителя РСА, отмена так называемого износа будет справедливой, но также приведет к росту тарифа. С такой инициативой уже несколько раз выходила группа депутатов Госдумы старого созыва.
На сегодня из денежной выплаты по ОСАГО вычитается сумма амортизации — разница в стоимости между старыми и новыми деталями, которыми заменяют поврежденные. По закону износ может составлять до 50% стоимости детали. Но при ремонте машины в сервисе от страховой амортизация не учитывается. Стоит также учесть, что в феврале 2021 года Верховный суд постановил не учитывать износ запчастей в выплатах, если страховщик не предложил и не организовал ремонт автомобиля.
«Все ругают страховщиков, которые выплачивают суммы по запчастям с учетом износа. И человек, который ремонтирует машину своими силами, видит, что мы рассчитали дешевле, чем стоит новый бампер в реальности. А мы считаем по нормам с износом. Если его отменят, то увеличатся взносы по ОСАГО, но зато выплаты будут более честными, и всем будет хватать на ремонт», — прояснили в РСА.
Таким образом, на рост тарифа по ОСАГО может повлиять не только рост лимита по жизни и здоровью, а еще новый расчет стоимости запчастей, но и отмена существующего сегодня износа. «Мы знаем об инициативе со стороны депутатов и Минфина по увеличению лимита жизни и здоровья, а также по отмене износа. И поддерживаем эту инициативу, но она неминуемо приведет к росту тарифа ОСАГО. Насколько изменится тарифный коридор и страховая премия, будет решать Банк России», — предположил Евгений Уфимцев.
Лимит по имуществу останется прежним
Возможное увеличение лимита по имуществу в РСА назвали следующим этапом. Дело в том, что увеличение стоимости страховки по имуществу, по мнению страховщиков, в первую очередь пойдет для дорогих автомобилей, а в России большинство машин пока остаются в категории выплат до 400 тысяч рублей. За исключением двух регионов — Москвы и Санкт-Петербурга.
«Автопарк в России остается старым, обновление идет не такими большими темпами. Для большинства транспортных средства лимита в 400 тысяч хватает. Поэтому поднять лимит — это будет плюс как раз для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а платить за это будут все остальные. Эта тема сейчас не совсем актуальна, на первом плане сейчас отмена износа и увеличение лимита по жизни и здоровью до двух миллионов», — считает представитель РСА.
Страховые компании тоже посчитали, что лимит в 400 тысяч рублей на сегодня покрывает почти все заявленные убытки клиентов. «Не нужно забывать, что любое изменение лимита, скорее всего, приведет к изменению тарифа. При этом более 98% выплат в ОСАГО сейчас не достигают 400 тыс. руб. Если ущерб в ДТП превышает лимит ОСАГО, то разницу можно получить с виновника ДТП», — рассказал директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахование» Александр Харагезов.
В компании также отметили, что увеличение среднего убытка, к которому приводит инфляция цен на запчасти, конечно, потребует корректировки базовой ставки тарифа.
Достаточным лимит по имуществу в 400 тысяч рублей посчитали и в «Росгосстрахе». По словам директора по управлению портфелем ОСАГО компании «Росгосстрах» Юрия Стрекалова, даже при увеличении стоимости ремонта на 20% доля крупных убытков, выходящих за пределы лимита, не превысит 3%.