Техосмотр может стать необязательным для физических лиц уже до конца нынешнего года. Соответствующий законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму в середине сентября. Причем нововведение уже поддержали в профильных ведомствах и правительстве. Исключение планируют сделать только для автомобилей и мотоциклов старше четырех лет при их постановке на учет, а также при внесений изменений в конструкцию или замене основных компонентов.
МВД и Минтранс по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина подготовили законопроекты и предложения, которые заметно упрощают саму процедуру технического осмотра за счет сокращения параметров для проверки. Все они сейчас прописаны в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств, однако даже на пунктах техосмотра список считают чрезмерным. Разбираемся, как изменится сама процедура, зачем это нужно и как это может повлиять на безопасность.
От каких проверок на техосмотре предлагают отказаться
В действующей редакции закона «О техническом осмотре транспортных средств…» список пунктов для проверки на станциях техосмотра состоит из 82 параметров. После обсуждений с профессиональным и экспертным сообществом в Минтрансе предложили сократить этот перечень до 59. В ведомстве посчитали возможным сократить следующие пункты:
- наличие механических повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие коррозии элементов тормозной системы, грозящей потерей герметичности или разрушением (пункт 6 перечня требований);
- способность стеклоомывателя подавать жидкость в зоны очистки;
- проверка уровня шума выпускной системы транспортного средства. При этом исключается необходимость проверки с помощью шумомера. Его заменят на проверку органолептическим методом;
- способность тягово-сцепных устройств обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром;
- проверка комплектации транспортных средств медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, огнетушителями и противооткатными устройствами;
- наличие каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств;
- наличие мест установки государственных регистрационных знаков, а также соблюдения требований по их креплению;
- проверка дополнительных требований к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов.
Без аптечек и огнетушителей, но с трещинами
В свою очередь в МВД представили свое видение прохождения процедуры техосмотра. Часть планов стала известна после публикации Autonews.ru протокола совещания от 21 июля 2021 г. в Министерстве экономического развития по вопросу исполнения поручений вице-премьера Марата Хуснуллина. В частности, речь шла об отказе от проверки комлектации автомобилей:
- медицинскими аптечками;
- знаками аварийной остановки;
- огнетушителями и противооткатными устройствами.
Теперь же, по данным «Коммерсанта», в МВД скорректировали параметры, от которых хотят отказаться при проведении техосмотра. В ведомстве считают возможным:
- не проверять комплектацию транспортных средств медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, огнетушителями и противооткатными устройствами;
- не обращать внимание на трещины ветрового стекла у легковых автомобилей;
- не проводить проверку работоспособности замков дверей и механизмов регулировки сидений;
- игнорировать работоспособность системы обогрева и обдува ветрового стекла.
Что проверят на техосмотре
Для получение диагностической карты легковым автомобилям (категория М1) по-прежнему придется пройти проверку тормозной системы. В ходе осмотра эксперты на станции техосмотра оценят ее эффективность, а также устойчивость машины и подтеки тормозной жидкости. Наконец, специалисты проведут проверку на наличие нарушений герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе.
Также планируется не отказываться от обязательного осмотра рулевого управления. Тут эксперты, в первую очередь, должны будут обращать внимание на люфты и возможные самопроизвольные повороты рулевого колеса с усилителем от нейтрального положения при работающем двигателе.
Еще для прохождения техосмотра у машины должны быть полностью исправные внешние световые приборы. Поэтому процедура осмотра, как и прежде, должна будет включать в себя проверку углов регулировки и силу света фар. Плюс к этому эксперты будут обязаны проверить колеса и шины у машин. Наконец, для успешного прохождения техосмотра владельцу автомобиля придется избавиться от дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя.