branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Авария на ровном месте. Попадают даже опытные водители (разбор и советы)

Невнимательность водителей при поворотах налево на перекрестках может привести к ДТП, штрафу и снижению рейтинга у страховой. Разбираемся, как правильно совершить маневр, чтобы избежать проблем
Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

На примере изображен традиционный перекресток, где разрешен поворот налево. Два водителя планируют со встречного направления совершить поворот налево, пропуская встречный транспорт. Автомобиль А расположен вверху схемы, автомобиль В — внизу. И, казалось бы, все просто: убеждаемся, что перекресток свободен и поворачиваем. Но, как предупредила юрист и эксперт в области ПДД Катерина Соловьева, непредвиденные маневры других участников ПДД приводят к авариям.

«Мы видим, что из-за автомобиля С, который поворачивает налево, на высокой скорости неожиданно перестраивается другой автомобиль и следует прямо по перекрестку. Поскольку автомобиль В уже начал поворот налево, водители С и В неизбежно встречаются — и происходит столкновение. Это одна из самых коварных причин ДТП, о которой водителям стоит помнить», — разобрала пример Соловьева.

Юрист предупредила, что в такой ситуации поворачивающим налево водителям нужно не только подождать, чтобы все автомобили остановились. Крайне важно убедиться, что во встречном направлении прямо не следуют другие автомобили — ведь точно спрогнозировать, какой им горит сигнал светофора, невозможно.

Фото: Autonews.ru Статьи 21 сентября 2021 Водители так делают, когда пропускают поворот. За это штраф или лишение
Фото: Анастасия Диева / ТАСС Конспекты 27 июля 2021 Как правильно развернуться на перекрестке, чтобы не получить штраф

«Для нас на повороте сигнал светофора может быть желтым, а для встречного потока еще может гореть «зеленый». Ведь сейчас много ситуаций, когда светофоры работают в разных фазах для потоков в разных направлениях. И только когда вы точно уверены, что путь свободен, можно поворачивать. Потому что просчитать такой поворот сложно. А если на таком перекрестке прямо поедет мотоциклист на высокой скорости, а машина уже поворачивает, избежать столкновения будет практически невозможно», — предупредила Соловьева.

Как объяснила Соловьева, в ситуации, когда водитель поворачивает и в него врезается следующий прямо автомобиль, совершившему такой маневр автомобилисту грозит ответственность по ч.2. ст. 12.13 КоАП «Нарушение правил проезда перекрестков» — за непредставление преимущества грозит штраф в 1000 рублей.

Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

Если же прямо следующий автомобиль нарушит ПДД и проедет на запрещающий сигнал светофора, его накажут за проезд на запрещающий сигнал светофора по ч.1 ст. 12.12 — за это штрафуют на 1000 рублей, и виновником ДТП могут признать именно этого водителя.

«Но если следующий прямо автомобиль пролетит на «зеленый», штраф получит только поворачивающий. При этом, если скорость у автомобиля была значительно выше разрешенной, то экспертиза может просчитать, была ли у поворачивающего налево вообще техническая возможность предотвратить столкновение и увидеть едущего прямо», — уточнила Соловьева.

Если окажется, что такой возможности не было, тогда ответственность будет солидарной, либо виновным может быть признан только водитель, превысивший скорость. Например, следующий со скоростью свыше 150 км/ч.

В свою очередь преподаватель программ теоретической подготовки водителей из автошколы «А — Плюс» из Оренбурга Сергей Самарин предупредил, что поворот налево — один из самых опасных на дороге.

«Неспроста составители ПДД обязали водителя при повороте налево уступать дорогу тем, кто двигается по этой же дороге прямо или направо. Это правило работает как на регулируемых перекрестках по разрешающему сигналу светофора, так и на нерегулируемых перекрестках при равном праве на проезд. А среди обучающихся вождению и начинающих водителей левый поворот — самый нелюбимый и волнительный маневр», — рассказал Самарин.

Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

По оценке эксперта, даже большой водительский стаж может не выручить водителя, пытающегося поскорее проскочить. Эксперт в области ПДД рекомендует: если водитель выехал на перекресток и готовится к левому повороту, то начинать маневр нужно только при полной уверенности, что это будет безопасно.

«И не стоит реагировать на сигналящих сзади водителей-торопыг, если такой уверенности нет, — советует Самарин. — Что важнее: выполнить маневр безопасно, без вреда для кого-либо, или красиво смотреться в глазах стоящих сзади водителей? Все проедут в порядке очередности. Даже если маневр будет завершаться уже на красный сигнал светофора, что полностью соответствует положениям ПДД».