Автомобилистов, которые позволяют себе грубо спорить, угрожать и драться с сотрудниками ГИБДД, предупредили о дополнительной финансовой ответственности за такие действия. Признанные потерпевшими по статьям 318 УК «Применение насилия в отношении представителя власти» и 319 УК «Оскорбление представителя власти» инспекторы имеют право обратиться за возмещением морального вреда к обидчикам. О том, что водителям грозят дополнительные проблемы после разборок с сотрудниками ГИБДД, Autonews.ru рассказал капитан полиции в отставке и основатель профессионального сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов.
Когда придется компенсировать моральный вред инспектору
После завершения уголовного дела и даже в процессе его расследования инспектор ГИБДД в праве заявить иск о возмещении морального вреда. Срок исковой давности составляет три года. При этом дополнительных доказательств, например, видеоматериалов, инспектору собирать уже не придется. Будет достаточно собранных при расследовании уголовного дела данных — их заново рассмотрит уже гражданский суд.
«Мы подавали такие иски, и суды их удовлетворяли. Размер иска за возмещение морального вреда не ограничен, заявить можно хоть миллион рублей. Госпошлину в таких случаях оплачивать не придется. Потребовать компенсацию можно, например, если инспектору порвали форму. А вот причиненный здоровью вред оплачивать не придется — его покрывает страховка», — поделился Валентин Ильинов.
По его словам, в судебной практике есть разные варианты решений: суды могут обязать дебошира заплатить как 10 тыс. рублей, так и 50 тыс. рублей, или 100 тыс. рублей, в зависимости от обстоятельств дела. При этом у судьи нет возможности не назначить выплату, ведь вред уже нанесен, права инспектора нарушены, что подтверждается материалами уголовного дела. Суд может снизить затребованную сумму, но при этом должен руководствоваться принципами разумности.
«Как правило, выплата составляет в районе 50 тыс. рублей, если в деле «не было особого криминала», то есть причинения тяжкого вреда здоровью. Если человек оскорблял всех по маме и по папе, то 1000 рублей компенсации в этом случае просто не серьезно. И даже если такое решение вынесут, его можно обжаловать в вышестоящем суде. Наше сообщество регулярно помогает в этом инспекторам», — объяснил Ильин.
Погасить иск можно еще в рамках рассмотрения уголовного дела — это будет считаться смягчающим обстоятельством, ведь человек признал вину и заранее загладил причиненный вред. Кроме того, не возместив заявленный моральный вред, водитель уже не сможет надеяться на снисхождение суда и на более легкое наказание в виде судебного штрафа вместо судимости.
Кто грубит и нападает на инспекторов
Нецензурные выражения, оскорбления в адрес инспекторов и даже попытки нападения чаще всего позволяют себе нетрезвые водители. Такое мнение после многолетнего опыта службы сложилось у капитана полиции в отставке Валентина Ильинова.
«Нападают водители в нетрезвом виде, когда себя не контролируют. А что натворили, они понимают уже после того, как пришли в себя. То есть когда им уже грозит судимость», — рассказал бывший сотрудник ГИБДД.
Водители, по словам экс-инспектора, при задержании проходят несколько стадий при общении с сотрудниками ГИБДД.
«Первая — это предложение «решить вопрос на месте». Потом, когда ему отказывают, водитель начинает возмущаться и отрицать вину, говорить, что ничего не делал и не нарушал, — делится Ильинов. — На третьей стадии он начинает искать виноватого в своей проблеме. То есть считает, что не он сам несет ответственность за то, что пьяный поехал, а инспектор-негодяй виноват в том, что его поймал. И тут водитель ищет возможность, на кого же выплеснуть агрессию. Этим объектом часто становится инспектор ДПС».
Инспекторы ГИБДД в разговорах с Autonews.ru подтвердили: им не раз приходилось сталкиваться с агрессией водителей, в том числе нетрезвых.
«Словами или действиями такие задержанные автомобилисты могут оскорбить инспектора, — рассказал один из полицейских. — Например, выкрикнуть, что «инспекторы ГИБДД ничего в жизни не умеют, только протоколы составлять». При этом, по рассказам полицейских, к рукоприкладству иногда прибегают не только мужчины, но и женщины.
«Пьяные женщины за рулем попадаются в разы реже, чем мужчины, — поделился своим опытом Ильинов. — Но если попалась буйная дама — это просто кошмар! Лучше двухметровый здоровяк, чем пьяная буйная автомобилистка. Потому что к ней и применять ничего не хочется — все-таки женщина. Но ведут они себя иногда страшно. И каблуками двери автомобилям дырявили, и регистраторы сбивали ногами. А сами они миниатюрные, ничего не ждешь от них — и вдруг!»
Что будет считаться применением насилия или оскорблением
Статья УК «Применение насилия в отношении представителей власти» разделена на несколько частей в зависимости от степени нанесенного вреда. Как признают юристы, под первую часть «Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья…» можно подвести любую агрессию в адрес инспектора.
«Если ругаться, обзываться, использовать нецензурные выражения и пытаться применять силу, у водителя могут быть проблемы. Нужно вести себя вежливо», — предупредил адвокат Сергей Радько.
По его словам, если водитель сопротивляется, не хочет выполнять распоряжения, такое поведение уже может стать поводом для возбуждения административного дела за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.
«Уголовная ответственность будет грозить агрессивному водителю, если у инспектора обнаружатся хотя бы мелкие повреждения, какие-то царапины или повреждено обмундирование, — объяснил Радько. — Но ситуации могут быть разные, недавно такую статью вменили человеку, который поднял полицейского и перенес его на другое место».
В свою очередь Ильинов добавил, что любой, даже легкий толчок инспектора, можно считать применением насилия в отношении представителя власти.
«Инспектор при исполнении, в форме и человек должен понимать, с кем он общается. Помню, были любители хайпа, которые на видео сбивали шапки с инспекторов — даже это можно подвести под ч.1 ст. 318 УК РФ», — предупредил экс-инспектор. При этом, по его словам, полицейские далеко не всегда указывают о произошедшем и «жалеют водителей».
«Водители могут не передать документы, не выходить из машины по требованию полицейского и человека приходится вытаскивать из автомобиля. Такие случаи можно подвести под ст.318 УК. Просто сотрудники часто не пишут такие протоколы, оформляют просто административное нарушение, потому что не хотят в том числе тратить и свое время — ведь придется ходить в Следственный комитет, а потом и по судам», — уточнил Ильинов.
Тезисы экс-инспектора ГИБДД подтвердил адвокат Сергей Радько. По его словам, требования о возмещении вреда инспекторами обоснованы, поскольку их признают потерпевшими в рамках ст.318 или 319 УК.
«Потерпевшие имеют полное право требовать компенсацию морального вреда в рамках уголовного дела или отдельным иском, если будет установлено, что автомобилист совершил такое преступление. Любой потерпевший в результате преступления вправо требовать подобное возмещение морального вреда», — уточнил Радько.
При этом эксперт усомнился в том, что выплаты будут существенны. «За моральный вред суды назначают копейки, тем более что не все инспекторы ГИБДД отличаются высокими знаниями законодательных норм, и не все смогут обосновать, в чем же заключался нанесенный вред и насколько сильно они, например, переживали», — заключил Радько.