Автомобилисты, у которых срок действия диагностических карт истек в феврале 2021 года, обязаны приехать на техосмотр и пройти его по новым правилам — с фотофиксацией до и после процедуры. На очереди те, у кого диагностические карты работали до марта и апреля 2021 года.
Многие водители раньше покупали незаконные «серые» диагностические карты, поэтому прохождение диагностики официально для них в новинку. Полный список нарушений прописан в соответствующих правилах.
Руководители пунктов техосмотра рассказали Autonews.ru о главных ошибках, которые допускают автомобилисты, из-за которых на техосмотр приходится приезжать второй раз и, соответственно, дважды платить за услугу. По их оценкам, пройти техосмотр с первого раза не могут около 30% машин.
1. Трещины на лобовом стекле
Разбитое лобовое стекло — одна из наиболее частых причин для отказа в выдаче новой диагностической карты. Некоторые автомобилисты считают, что сколы и трещины — не помеха пройти техосмотр. Но есть и принципиальный момент: в зоне видимости с водительского места на лобовом стекле трещин быть не должно. Чтобы избежать проблем на техосмотре, стоит вооружаться линейкой и измерить дефекты на стекле, если они есть. Трещинами будут считаться все повреждения стекла длиной от 10 см.
Если большой скол или трещина попадут в зону действия «дворника» со стороны водителя, то есть мешают хорошему обзору, техосмотр пройти не получится. А вот вне этой зоны трещины могут быть любыми. Как рассказал директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев, многие водители надеются, что эксперты закроют глаза на это нарушение, но игнорировать его нельзя.
2. Трещины на фарах
Покупка и установка новых фар на автомобиль может стоить несколько десятков тысяч рублей. Некоторые водители эти траты откладывают и на техосмотр приезжают с фарами, на которых есть трещины. Но с такими дефектами пройти проверку нельзя — придется заменить разбитые детали и приезжать снова. А вот трещины на противотуманках не запрещены, но только если они светят достаточно ярко.
3. Проблемы с тормозами
О том, что в автомобиле плохо работают тормоза, некоторые водители узнают, только приехав за диагностической картой. Дело в том, что выявить проблему на СТО получается не всегда, поскольку не у всех установлены дорогостоящие тормозные стенды, которые в обязательном порядке есть на пунктах техосмотра. Как уверяют специалисты, проблемы с тормозами — одна из популярных причин, по которым машины не проходят обязательную проверку.
4. Неоткалиброванный свет фар
Одна фара светит вверх, а другая — влево. Или же недостаточно ярко. Даже зная о проблеме с регулировкой фар, некоторые автомобилисты продолжают ездить с такой неисправностью. Причин много: например, ксеноновые фары не всегда получается откалибровать на СТО, потому что многие не берутся за такую кропотливую работу. А к тратам на замену оптики автомобилист не готов. Но часто отклонения от нормы незаметны. Дело в том, что со временем из-за тряски на плохих дорогах настройки фар сбиваются даже у крепких внедорожников. При этом фары должны светить ровно и прямо, по установленным параметрам — иначе водитель не сможет вовремя рассмотреть препятствие на пути или же на обочине.
Как объяснили на пунктах техосмотра, если речь идет об обычных сбитых настройках, то исправить их можно легко: на каждой фаре есть специальные регуляторы. На станциях техобслуживания за машину среднего класса возьмут 500-1000 рублей и откалибруют фары с помощью измерительных приборов. То же самое и с противотуманками, если они предусмотрены конструкцией.
5. Неработающие ремни и отсутствующие части салона
На техосмотре эксперт проверит работу каждой детали в салоне. Например, прощелкает каждую пряжку ремней безопасности. Если хоть один окажется неисправен — за диагностической картой придется ехать во второй раз. Также важно, чтобы вся «обстановка» салона была в полном комплекте. Например, если водитель регулярно перевозит грузы и для удобства избавился от задних подголовников или вовсе от всего ряда сидений, на время прохождения техосмотра их нужно будет вернуть. Сотрудники сервиса объясняют: все предусмотренные конструкцией атрибуты салона на время проверки должны быть на месте.
6. Навигаторы и крепления для телефона на лобовом
Есть и обратная ошибка — когда на техосмотр приезжают с лишним оборудованием. Важно помнить, что никаких приспособлений и радаров, планшетов на стекле и креплений для них быть не должно. Сами гаджеты после прохождения техосмотра можно возвращать назад, но они не должны закрывать обзор с места водителя.
7. Неработающий нейтрализатор выхлопных газов
Для автомобилей возрастом 5-7 лет популярной проблемой становится выход из строя катализатора выхлопных газов. Деталь начинает работать хуже, забивается или вовсе выходит из строя, рассказал председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек.
По его словам, такую деталь нужно менять, но водители на этом экономят и просто снимают ее. Катализатор стоит в среднем 12-35 тыс. рублей, и некоторые водители решают ездить без него. Также Волчек рассказал, что иногда автомобилисты ломом пробивают в катализаторе отверстие, считая, что на техосмотре этого не заметят. Выхлопные газы начинают выходить через нее, и автомобиль якобы начинает снова хорошо ехать. Только вот катализатор не работает, и машина отравляет воздух. Как предупредил Волчек, на пунктах техосмотра такую уловку обязательно обнаружат.
8. «Лысая» резина и колеса не того размера
Комплекты новых шин за последнее время заметно подорожали вслед за автомобилями. Из-за этого некоторые водители отложили плановую замену резины. Но принимая такое решение, важно проверить, сколько же еще разрешено пользоваться старым комплектом. Так, если окажется, что резине больше 10 лет (даже если внешне она совершенно новая), специалист машину забракует.
К этому возрасту резина высыхает и теряет свои качества, что приводит к увеличению тормозного пути. Информация о возрасте шины выбита на ней самой, поэтому схитрить на техосмотре не получится.
На новой, но при этом «лысой» резине пройти техосмотр тоже не получится. Как предупредили на пунктах техосмотра, проблема с резиной считается популярной причиной «неудов» при проверке.
9. Неработающие омыватели фар и проблемы с дворниками
Если форсунки лобового стекла едва в состоянии выдавить тонкую струйку омывайки, а дворник еле скребет по стеклу, можно не сомневаться — на техосмотре это заметят. Для многих может оказаться неожиданностью, что на водительское место сядет сотрудник пункта техосмотра и начнет методично проверять работу каждого устройства в машине, но будет именно так. Отсутствие возможности быстро очистить лобовое стекло от неожиданно прилетевшей грязи или потока воды — критично для любого водителя, особенно осенью.
10. Затертый или погнутый госномер
Если хоть одна табличка с госномером потерлась до состояния, когда символы стали плохо видны или же вовсе погнулась, перед заездом на пункт техосмотра стоит обновить их комплект. Водители могут посчитать, что это незначительная проблема и на безопасность никак не влияет, но машину с таким госномером отправят на «исправление».
Что делать, если не прошел техосмотр?
Даже если во время техосмотра специалист обнаружит проблему, это не означает, что водителя сразу же выставят за ворота. Эксперт в любом случае проверит всю машину по списку, и автомобилист получит на руки диагностическую карту с недочетами, которые нужно устранить. При этом, по словам Рогачева, ничего страшного в непройденном техосмотре нет: нужно исправить список недочетов и приехать на проверку заново. На это водителю выделяют дополнительные 20 дней сверх даты истечения срока действия диагностической карты. Однако за повторную проверку придется снова заплатить. Стоимость техосмотра фиксирована и зависит от региона. Например, в Москве эта госуслуга стоит 840 рублей.