Федеральная служба судебных приставов договорилась с ГИБДД о системном использовании возможности приостановки водительских прав для должников разных категорий. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал источник, близкий с ФССП. Право ограничивать вождение за долги у приставов было и раньше, но использовали они его эпизодически. В ближайшее время служба планирует массовое ограничение действия водительских прав у миллионов должников.
Что могут сделать судебные приставы
Сотрудники ФССП руководствуются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в котором есть статья 67.1. Именно в ней прописана возможность для приставов ограничивать должников в разных правах, включая право управления любым транспортным средством.
Срок ограничения водительских прав не ограничен, возобновить действие ВУ автомобилист может на следующий день после оплаты всех долгов. Возможность приостанавливать права у приставов появляется, когда сумма долга превышает 10 тысяч рублей.
При этом есть категории граждан, в отношении которых ФССП такую меру применить не может. Закон запрещает забирать права у тех, кому они необходимы для работы водителями, а также у инвалидов и тех, для кого использование машины является жизненно важной необходимостью (например, семья живет далеко от цивилизации, где нет общественного транспорта) — все эти категории подтверждаются специальными справками и прописаны в статье 67.1.
Кого будут ограничивать в праве вождения
По данным источника Autonews.ru, представители ФССП и ГИБДД пришли к договоренности о том, что приставы могут массового использовать право ограничения ВУ для должников нескольких категорий, но только при условии суммарного долга свыше 10 тысяч рублей.
В первую очередь речь идет о злостных неплательщиках по штрафам. Вторая категория, которая попадет под массовую приостановку прав — должники по алиментам. И третья категория водителей, которые не смогут управлять автомобилем до погашения долгов — это нарушители каршеринга, включая тех, кому выставили счета за повреждения машины.
ГИБДД и ФССП планируют работать совместно — водителей с приостановленными правами будут отлавливать и лишать прав. Дело в том, что судебные приставы не забирают у автомобилистов сам документ, они только выдают соответствующую бумагу и вносят данные в электронную базу.
Если инспекторы ГИБДД во время проверки пробивают права и видят, что они приостановлены из-за долгов, то выписывают водителю административный протокол по ст. 17.17 КоАП РФ. По ней нарушителя ожидает до 50 часов общественных работ или лишение прав на срок до 1 года. Если водитель и дальше продолжит ездить на автомобиле без прав, его ждет еще более строгое наказание — штраф 30 000 рублей, арест на 15 суток или 100–200 часов общественных работ.
Миллионы водителей-должников
Autonews.ru запросил в ФССП статистику использования права приостановки действия прав за 2020-2021 годы. На момент публикации редакция не получила ответа от ведомства.
«Раньше приставы эпизодично использовали приостановку прав и количество таких дел исчислялось несколькими сотнями тысяч по негласной договоренности с ГИБДД. Системное использование статьи 67.1 по отношению к должникам приведет к миллионам запретов и массовым лишениям прав. Сложнее всего придется пользователям каршеринга. Компании каршеринга уже автоматически передают в ФССП информацию о долгах и взыскания по имуществу. И машины каршеринга проще всего проверить на дороге сотрудникам ДПС», — пояснил в свою очередь источник Autonews.ru.
«Все будет очень плохо»
Порог в 10 тысяч рублей, после которого приставы уже могут запустить процедуру приостановки прав, слишком мал при современных штрафах. Так считает координатор общества «Синие ведерки» и защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. По его словам, страдать от массовой приостановки прав в лице ФССП будут автомобилисты, которые готовы заплатить. Просто их штрафы видны только в планшете инспектора ГИБДД, а не в телефонах водителей.
«Будет очень плохо, потому что 10 тысяч рублей — это два штрафа за неоплаченную парковку в Москве, попасть на них может кто угодно. Но есть и другая проблема — водителям штрафы не приходят, а потом прилетают пачками. Люди вынуждены сами проверять штрафы на десятке сервисов. Такого быть не должно. Государство должно уведомлять автомобилиста всеми возможными способами. Десять тысяч — это очень маленький порог, нужно поднять хотя бы до 30 или 50 тысяч рублей. Или пересматривать подход к уведомлениям», — посчитал Шкуматов.
Ситуация с системной приостановкой ВУ приведет к массовым лишениям прав, уверен руководитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Потому что, по его мнению, люди с долгами от 10 тысяч рублей с приостановкой прав будут продолжать управлять машиной.
«И на дороге их будут останавливать, а суды будут лишать прав на год. Это большой риск, потому что должников у нас миллионы. Объективно мера по прекращению действия загранпаспортов не работает, потому что у нас большая половина населения не имеет загранпаспортов. Поэтому мы будем видеть применение данного инструмента как одной из самых действенных мер для службы судебных приставов. ФССП сегодня не может работать качественно и эффективно. Они блокируют и снимают деньги по одному и тому же штрафу с нескольких счетов. Мы столкнемся и с тем, что после оплаты долга приставы также не смогут вовремя восстановить действие прав. Этот срок будет не один день по закону, а гораздо больше. Поэтому я бы рекомендовал водителям заплатить долги, потому что убегать от них больше не получится», — прокомментировал Шапарин.