Вопросом о том, что грозит автомобилисту при погоне за виновником ДТП, который решил уехать с места аварии или просто ее не заметил, задались недавно инспекторы ГИБДД на одном из специализированных ресурсов. С одной стороны, такое поведение можно подвести под оставление место ДТП, но с другой — что делать, если обидчик едет мимо? Мнения самих опрошенных инспекторов ГИБДД разделились: каждый решил, что будет действовать по ситуации. Разбираемся, когда погоня может обернуться лишением прав, а в каком случае — оправдана.
Виновник ДТП уезжает. Можно ли бросаться в погоню?
КоАП не предусматривает никакой возможности или обязанности водителя задерживать правонарушителей при совершении другим человеком административного поступка. Именно таковым и считается оставление места ДТП, объяснил в беседе с Autonews.ru юрист Дмитрий Дугин. По его словам, погоней и розыском нарушителя должны заниматься инспекторы ГИБДД. А водителю-мстителю в таком случае самому может грозить ответственность вплоть до лишения прав — тоже за оставления места аварии.
«Бывает, что автомобилист не замечает, что повредил чужую машину. Например, легко царапает или сносит боковое зеркало. И едет мимо. Но если бросаться за ним в погоню, что получается, что и второй участник также покидает место ДТП. Никакого права пресекать административного правонарушение у водителей нет. Да и зачем преследовать? Достаточно сохранить запись на регистраторе или просто запомнить госномер», — сказал Дугин.
По словам юриста, для ГИБДД этого будет достаточно, чтобы объявить автомобиль в розыск и отыскать нарушителя по камерам наблюдения.
«Задержать скрывшегося автомобилиста может быть проблематично, только если он вдруг поймет, что произойдет, и на три месяца исчезнет с дорог — такой срок привлечения к ответственности, — отметил Дугин. — Если же он продолжит ездить, то его, скорее всего, задержат и дело отправят в суд. При этом даже если у потерпевшего не будет видеозаписи аварии, для некоторых судей будет достаточно словесных показаний для лишения прав».
В свою очередь специалист из Европейской юридической службы Дмитрий Безделин назвал ситуацию с преследованием спорной. Он напомнил, что в случае аварии ПДД предусматривает четкий порядок действий:
- немедленно остановиться;
- включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
- не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав произошедшее;
- по возможности записать информацию об очевидцах аварии.
Также участник ДТП должен сообщить о случившемся в ГИБДД для оформления ДТП. При этом, по словам юриста, закон не дает автомобилисту права пускаться в погоню не только для остановки обидчика, но и для того, чтобы лучше рассмотреть госномера его автомобиля.
«Если же водитель все-таки проехал за задевшей его машиной, чтобы зафиксировать номерной знак, я рекомендую немедленно вернуться на место ДТП и сообщить о случившемся в полицию. На месте сотрудникам ГИБДД можно будет объяснить, что руководствовались крайней необходимостью — вам нужно было идентифицировать нарушителя», — посоветовал Безделин.
Эксперт полагает, что при таких обстоятельствах сотрудники ГИБДД, могут ограничится устным предупреждением или же наказать устроившего погоню по более легкой статье — ч.1. ст. 12.27 КоАП «Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД». Наказание по ней влечет штраф 1 тыс. рублей. А вот второму участнику ДТП будет грозить уже ч.2 ст. 12.27 КоАП — за оставление места ДТП без уголовных нарушений. Виновникам грозит лишение прав на срок от одного года до полутора лет или административный арест до пятнадцати суток.