Практика оформления штрафов ГИБДД за негорящие автомобильные фары распространилась на Москву. Об этом сообщили в департаменте транспорта столицы. Если камера сфотографирует автомобиль без включенных фар ближнего света или дневных ходовых огней, собственнику придет штраф. Согласно ст. 12.20 КоАП «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки», езда без ходовых огней и ближнего света фар наказывается штрафом в 500 руб. На штраф действует скидка 50% первые 20 дней после оформления.
По данным ГИБДД Москвы, комплекс установлен на Ростокинском проезде напротив дома 3, стр. 3. За три дня работы, с 17 октября, сотрудники отправили нарушителям 15 «писем счастья».
Каждый материал в дептрансе и в ГИБДД пообещали проверять вручную. Там также напомнили, что в большинстве современных автомобилей ходовые огни включаются автоматически. Остальным же водителям настоятельно рекомендовали внимательнее следить за работой световой оптики.
Где еще камеры штрафуют за неработающие фары
По данным МВД России, практика фиксации таких нарушений ранее уже начата в следующих регионах:
- Крым;
- Самарская область;
- Нижегородская область;
- Кемеровская область;
- Тамбовская область.
Как в свою очередь объяснил в беседе с Autonews.ru представитель одной из компании-разработчика подобных устройств «Астралаб» Сергей Ласкин, интерес к технологии со стороны местных властей и ГИБДД есть также в следующих регионах:
- Ульяновск;
- Красноярск;
- Омск;
- Иркутск;
- Тверь;
- Кабардино-Балкария;
- Волгоградская область;
- Ивановская область;
- Владимирская область;
- Кострома.
При этом в МВД России в ответе на запрос Autonews.ru ранее отмечали, что дела об административных нарушениях по ст. 12.20 КоАП в автоматизированном режиме начали рассматриваться лишь в отдельных субъектах России. Поэтому говорить о сложившейся правоприменительной практике пока рано.
Как нейросеть понимает, что фара не горит
Технология, которая способна максимально достоверно определить, включены фары или нет, достаточно сложная, объяснил участник отрасли Сергей Ласкин.
«Например, когда машина цвета «металлик» едет днем под яркими лучами солнца точно определить, горят ли это фары, или это просто отражается солнце — тяжело, — уточнил Ласкин. — Ведь камера может определить яркое свечение в районе автомобиля. Но точно ли это фары? И это уже задача для нейросети. Именно она находит сами фары и проверяет, есть яркое свечение именно в них, или нет».
Для нейросети не составит труда определить точное расположение фары, уверен Ласкин. Он напомнил, что некоторые камеры с помощью нейротехнологий уже умеют определять тип транспортного средства и даже модели автомобилей.
«Нейросеть работает по принципу подобия — мы ей показали, условно, 20 разных фар в 20 разных ракурсах. И если в 21-й раз показать ей новую фару, которая еще не входила в data-set обучение, нейросеть все равно поймет, что этот объект очень похож на фару. Камера просигнализирует, что на 100% не уверена, поскольку такой сигнатуры еще не видела. Но даст понять, что видит сходство с несколькими образцами», — добавил собеседник.
По словам Ласкина, такая технология может работать и днем, и ночью. Он объяснил, что собрать качественные фотоматериалы получится в любое время суток, но признал, что сделанные ночью кадры будут более «доказательны для ГИБДД и судов». При этом если днем, это скорее педагогическая мера, то в темное время суток подробное нарушение может оказаться критичным и фиксация, по мнению эксперта, необходима.
«Днем неработающие фары не так опасны для участников дорожного движения. Хотя если днем въехать в темный длинный тоннель без включенных фар, это может привести к ДТП, — рассуждает Ласкин. — А ночью без осветительных приборов просто нельзя. Например, при поворотах и обгонах водители в первую очередь ориентируются на свет фар других автомобилей. А так — посмотрел по зеркалам — пусто, выезжаешь, и в тебя врезается такой товарищ, который просто забыл включить фары или они у него просто не работают».
Ласкин также отметил, что не раз читал на автомобильных формах рассказы водителей, которые принципиально не включают фары дневного или даже ближнего света, чтобы сэкономить бензин.
В свою очередь генеральный директор ТрансСофтТелематика Кирилл Андреев добавил, что нейросеть скорее определяет, что попавшее в камеру изображение можно отнести к «изображению машины с включенными фарами» или нет в зависимости от наличия и взаимосвязи определенных частей в изображении. По его словам, нейросеть анализирует миллионы различных связей между точками и частями каждого изображения для принятия окончательного решения.
«Использование нейросетей для классификации изображений — достаточно популярный подход. В данном случае речь идет об отнесении фотографии транспортного средства к одному из классов: «с включенными световыми приборами» и «с выключенными», — уточнил Андреев.
Может ли нейросеть ошибиться
При анализе изображений с камер неросеть может встретиться с двумя классами ошибок, проанализировал по просьбе Autonews.ru Андреев. Первый — когда нейросеть фиксирует автомобиль с включенными фарами, как ложное нарушение. То есть водитель ничего не нарушил и будет вынужден оспаривать такой штраф. Ошибки второго рода — когда нейросеть, наоборот, считает, что нарушитель с выключенными фарами едет по правилам и фары горят.
«Для работы этой системы важно снижать количество ошибок первого типа, иначе уровень доверия к ней будет низок, — считает эксперт. Для большинства систем такого класса в этой задачи общая точность определения — 90-95%. То есть, участие человека для вынесения окончательного решения обязательно».
Также эксперт уточнил, что со временем нейросеть сможет лучше разбирать забрызганную грязью или залепленную снегом оптику. Но безошибочная работа без оператора все равно будет невозможна.
В числе проблем Андреев также назвал узконаправленные фары, которые формируют пучок света с минимальным углом расхождения вверх. Они могут недостаточно сильно «светить» в камеру, чтобы нейросеть поняла, что фара работает. Также камеру могут сбивать блики от капота.
Когда можно оспорить штраф за фары
Чтобы фотоматериалы могли служить доказательством вины водителя совсем не обязательно, чтобы они были сняты только ночью, считает юрист Дмитрий Дугин. По его словам, если на изображении ясно видно, что фары не горят, это будет поводом для штрафа. При этом Дугин назвал такое наказание штрафом для совсем ленивых, которые забывают включать дневной свет.
«Иногда водитель может просто не знать, что у него фары вышли из строя. Если у него нет отдельного блока для влючения дневного света, он может просто не видеть, что фары у него не горят», — объяснил юрист.
Также Дугин обратил внимание на то, что могут случиться экстренные поломки.
«Я сам сталкивался с ситуаций, когда у меня в машине намок блок ксенона и одна фара просто выключилась прямо в дороге. Я быстро поехал на СТО, и тут выключилась вторая. В итоге передней оптике нет, только дневные огни. И это очень страшно. Но мне пришлось продолжить движение — не вставать же на магистрали. И трактовать такую ситуацию тот же инспектор ГИБДД может по-разному. Одно дело, если бы я так поехал по трассе в другой город и совсем другое — если я еду на ремонтную станцию в паре километров», — объяснил эксперт.
При получении штрафа в таком случае, по мнению юриста, доказать невиновность вряд ли получится.